On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
Дружественные ресурсы:
Человек и социум http://mogetbyt.forum24.ru

АвторСообщение
постоянный участник




Пост N: 12249
Зарегистрирован: 30.01.07
Откуда: Россия, СПб
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.09.20 09:54. Заголовок: Моя новая книга - ДЕСЯТИЛЕТИЕ (1691-1700)


Наконец-то приступил к этой книге, написать которую замышлял еще в начале нулевых годов, а два года назад стал собирать материалы. Объема пока не знаю, но буду стремиться к краткости. Главный вопрос: что было в головах тех европейцев, которые смотрели на проезжающее Великое посольство Петра Первого?

Костры инквизиции мало-помалу рассеивали тьму средневековья. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 84 , стр: 1 2 3 4 5 All [только новые]


постоянный участник




Пост N: 12386
Зарегистрирован: 30.01.07
Откуда: Россия, СПб
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.10.20 17:49. Заголовок: Вот примерно так буд..


Вот примерно так будет выглядеть обложка:





или






Мне больше нравится второй вариант.

Костры инквизиции мало-помалу рассеивали тьму средневековья. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 12387
Зарегистрирован: 30.01.07
Откуда: Россия, СПб
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.10.20 18:16. Заголовок: Небольшое лироирческ..


Небольшое лирическое отступление.

Одна из композиций КОРОЛЯ И ШУТА - "КУЗНЕЦ" - достаточно умело выдержана в стиле барокко (более того, в стиле украинского барокко конца XVII века, с его большей простотой сравнительно с бапрокко европейским):

По селу промчался слух,
Будто деду-кузнецу
Ночью выпустили дух,
Дав кувалдой по лицу.

Трудно узнать было его.
От головы не осталось ничего!

Разбирая свою печь,
Кузнец за нею увидал
Панцирь, латы, шлем и меч,
Драгоценным был металл.

Он о таком не думал - не гадал,
А его ученик рядышком стоял.

Припев:

Знать о находке моей
Не должен никто из людей...

Чтобы людям ничего
Ученик не рассказал,
Задушил кузнец его
И в доспехи заковал.

Туркам кузнец рыцаря продал,
Был очень рад, денежки считал.

(Припев)

Но очнулся ученик
У султана во дворце.
Вспомнил парень в тот же миг,
О мерзавце кузнеце.

Латы прочные не снять,
Чувство мести сердце жгло.
Из дворца ему бежать,
Только чудо помогло.

Вряд ли бы кто мог
Представить хоть чуть-чуть,
Как был непрост
Его обратный путь.

(Припев)

По селу промчался слух,
Будто деду-кузнецу
Ночью выпустили дух,
Дав кувалдой по лицу.

Вряд ли бы кто мог
Представить хоть чуть-чуть,
Как был непрост
Его обратный путь.

https://zvooq.pro/tracks/%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BB%D1%8C-%D0%B8-%D1%88%D1%83%D1%82-%D0%BA%D1%83%D0%B7%D0%BD%D0%B5%D1%86

Действие происходит, скорее всего, где-нибудь в районе Львова.

Костры инквизиции мало-помалу рассеивали тьму средневековья. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 12390
Зарегистрирован: 30.01.07
Откуда: Россия, СПб
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.10.20 12:50. Заголовок: Дополнение к деизму:..


Дополнение к деизму:

________________________________________
* Шефтсбери принадлежал к крупному явлению в английской философии XVII века – т.н. кембриджским неоплатоникам, которые взялись возродить платонизм и боролись против пуританского фанатизма, кальвинистского предопределения, сенсуализма и механицизма. Сильное влияние на них оказали итальянские неоплатоники XV века (в частности Марсилио Фичино). Кембриджские неоплатоники считали разум справедливым и надежным судьей в религиозном споре и высказывались в пользу врожденных идей.


Естественная религия понимается деистами как нечто сугубо разумное и историческое – именно такие верования они приписывали первобытному человеку, но затем она искажена жрецами, которые руководствовались корыстными интересами, и появились различные современные религии – иудаизм, христианство, ислам и другие (в подобном ходе рассуждений сказывается проблема протестантской апологетики, для которой необходимо обосновать, почему в течении тысячи лет в Западной Европе господствовала лжерелигия папизма, и какое отношение протестантизм имеет к первохристианству).


Костры инквизиции мало-помалу рассеивали тьму средневековья. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 12392
Зарегистрирован: 30.01.07
Откуда: Россия, СПб
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.10.20 19:24. Заголовок: Далее после сказок Ш..


Далее после сказок Ш.Перро:

Сборник имел оглушительный успех и породил среди французской аристократии моду на сказки, в первую очередь за авторством писательниц: мадам Мари-Катрин д’Онуа, вернувшаяся из английской эмиграции в Париж и основавшая литературный салон, куда захаживали агенты французских властей, подозревавших здесь шпионаж, выпустила четыре тома «Волшебных сказок», продолженных сборником «Новые сказки или модные Феи» (1697 и 1698).

Научные открытия также давали пищу фантазии. Развитие астрономии (как и всякий раз, когда религиозное сознание сталкивается с научными данными) стимулировало появление самых экстравагантных сюжетов, которые соперничают с фэнтези наших дней. Например, согласно одной из космологий конца XVII века, Земля некогда была солнцем, т.е. звездой в сфере неподвижных звезд. Управлявший ею ангел оказался Люцифером, совершил с некоторыми меньшими ангелами, подчиненными ему, грех, и как следствие на Земле-звезде появились пятна, она стала «блуждающей звездой», или планетой – т.е. спутником другой звезды – нашего современного Солнца; это и было «падение Люцифера». Конец света будет означать превращение Земли-планеты в комету, чей пожар ассоциируется («за счет гармонического параллелизма царств природы и благодати») с апокалипсическим огнем, и, в конце концов, земной шар вновь станет звездой, а осужденные люди будут причислены к добрым ангелам (эту космогонию Лейбниц пересказал в своей «Теодицее»). Лейбниц также пришел к заключению, что, поскольку окружающий космос огромен, ничто не мешает существованию за пределами сферы неподвижных звезд иных миров, определенно населенных разумными существами (тем самым Лейбниц обосновывал свою оптимистическую концепцию превалирования добра над злом в мире, ведь иные миры должны быть получше земного), и вообще Эмпирей скрадывает грань между миром материальным и духовным. Подобные рассуждения неизбежны в устах и представлениях любого верующего – в какие бы дали метафизики он не забирался, воображение материалистично и предлагает ему лишь знакомые образы: для первобытного охотника «тот свет» – это поля большой и успешной охоты (если бы первобытный охотник «там» занимался программированием, можно было бы поверить идеалистам), а для профессора теологии он смахивает на университетские аудитории.


Костры инквизиции мало-помалу рассеивали тьму средневековья. Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 12393
Зарегистрирован: 30.01.07
Откуда: Россия, СПб
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.10.20 20:38. Заголовок: Хотя XVII век знамен..


Хотя XVII век знаменит прорывным развитием естественных наук, прежде всего физики, химии и математики, исторические науки также видоизменялись, как под влиянием естественных наук, так и в соответствии с закономерностями собственного внутреннего развития. Хотя официальные религиозные организации, контролирующие образование, продолжали придерживаться библейских хронологий, сама разноречивость этих хронологий (известно более 200 христианских эр «от сотворения мира») давала скептикам основания думать о куда большей древности Земли и Вселенной в целом. В начале XVII века астроном Иоганн Кеплер вычислил дату сотворения мира – 4977 год до н.э., а в 1650 году англиканский архиепископ, ирландец по происхождению, Иаков Ашшер пришел к выводу, что сотворение мира началось вечером, предшествовавшим 23 октября, в год до рождества Христова 4004 – эта точность служила впоследствии неисчерпаемым поводом для иронии критиков, однако, именно 4004 год принят за точку отсчета в англиканстве и многих англоязычных протестантских церквях, английская Библия долгое время издавалась с примечаниями, основанными на датировках Ашшера. Переход от официального летоисчисления «от сотворения мира» к летоисчислению «от рождества Христова» в России с подачи Петра Первого был не только желанием говорить с европейцами на одном языке, но и попыткой отказаться от византийского наследия. Автор «Скифской истории» (1692) Андрей Лызлов еще пользуется византийским летоисчислением, но уже после так и неопубликованной, хотя созданной по указанию Петра I в начале XVIII века т.н. «Юрьевской степенной книги» («Известия о житии и действах державствующих великих князей российских» Ивана Юрьева) это летоисчисление исчезает, и Татищев в своей «Истории Российской с самых древнейших времен» (которая по масштабу проблематики и характеру исследования не только превосходит все, написанное по исторической части в России в XVIII – первой половине XIX века, но и соперничает с трудами С.М.Соловьева и его современников) пользуется византийской эрой лишь в рамках академического интереса к Несторовой летописи.

Костры инквизиции мало-помалу рассеивали тьму средневековья. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 12394
Зарегистрирован: 30.01.07
Откуда: Россия, СПб
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.10.20 14:46. Заголовок: Национальные мифы ещ..


Национальные мифы еще не овладели европейскими массами (для этого понадобилась не только всеобщая грамотность, но и система образования, хотя бы начального, расширенное избирательное право, предполагающее возрождение парламентаризма, и потребность в дешевых новобранцах, воюющих не за деньги, как в Галантном веке, а за национальную идею). Но в ретортах эрудитов уже возникают порой причудливые схемы – прежде всего дает о себе знать проблема сложности этногенеза европейских народов (как и в других частях света), а также претензии на великое прошлое, что заставляет искать родовитых и славных предков. Испанский аристократический миф базировался на готском происхождении знати и вообще потомков завоевателей, хотя уже в Золотом веке испанской литературы редкий автор не иронизировал над готским мифом: Дон Кихот у Сервантеса – тоже готского происхождения. Во Франции усилиями многих историков и антикваров боролись несколько мифов: бретонский монах-бенедиктинец испанского происхождения Пезарон около 1700 года стремился «указать Франции ее колыбель» в кельтском прошлом, для любителей классической античности Европа в целом была Римом (не стоит забывать, что варварские королевства V-VIII веков были латиноязычными по языку, позднеримскими в экономическом отношении и в политическом отношении ориентировались на Новый Рим – т.е. на Византий, столицу Ромейской империи, вплоть до титулования: Одоакр получил титул патриция, Теодорих и Хлодвиг – консула, и подобная практика прекратилась только после 800 года), но в эпоху Людовика XIV расцветает франкский миф: с тех пор дворянство хвалилось своим германским происхождением, а на третье сословие смотрело как на побежденных галлов, хотя Боссюэ еще артикулирует библейские генеалогии: «Иафет, населивший величайшую часть Запада, является его почетным жителем» (в XVII веке библеисты объясняют разделение мира между тремя сыновьями Ноя тем, что ковчег какое-то время плавал по Средиземному морю и причаливал то к Европе, то к Азии, то к Африке). Английские национальные мифы, под влиянием библейского буквализма времен Английской революции, были склонны считать жителей Британских островов потомками не Иафета, а Сима – в пользу этого высказывается даже такой рационалист и деист, как Джон Толанд, но после Славной революции 1688 года вновь актуализируется англо-саксонское (германское) происхождение англичан – конституционный режим стали выводить из традиционных готских свобод. Итальянские эрудиты соглашались минимум на происхождение от самого Ноя, который в христианскую эпоху стал ассоциироваться с Энеем. Германский национальный миф претендовал на преемство в отношении франков (Карл Великий считался отнюдь не французом, а немцем), но политическая раздробленность вносила свои коррективы – на первый план стала выдвигаться не государственная общность, а этно-языковая: Лейбниц, оспаривая теорию о первичности древнееврейского языка, отдавал предпочтение немецкому, который считал древнее иврита. Его фантастическая история зороастризма выделяла два враждующих царства Ормузда и Аримана, из которых последнее было царством древних германцев и располагалось вплоть до Дона, откуда Ариман (Ирмин-Герман) пошел войной на Гормизда, правившего Средним Востоком. Польская аристократия гордилась сарматским происхождением, для шведской – настоящим гимном была «Гетика» Иордана, в корой Скандинавия именуется «кузницей народов». В 1698 году вышел третий том сочинения ректора Уппсальского университета Улофа Рудбека «Атлантика», в котором древнее готско-шведское государство отождествляется с платоновской Атлантидой с идеальным общественным устройством. Развивая эту идею, Рудбек, естественно, пришел к выводу о том, что Швеция – колыбель человечества.

Проблема иного рода возникает в России. Нестор-летописец очень не любил греков, и эта его фобия (как и несколько иных фобий) невооруженным глазом заметна в его летописи. Чтобы уменьшить ментальную зависимость расцветающей славянско-православной цивилизации от слабеющей Византии (летопись Нестора создана в Киеве в 1110-х годах, когда киевский Великий князь Владимир Мономах фактически находился в состоянии войны с Византией), не смотря на то, что первыми источниками Нестора стали византийские же Хроника Георгия Амартола, Летопись патриарха Вриения – обе IX века и Хронография Иоанна Малалы VI века, Нестор создает антивизантийские сказания о Кие и Рюрике (первый из них так и не был востребован, второй породил нудную и бессмысленную с научной т.з. полемику норманистов и антинорманистов). Но из песни слова не выкинешь, и все последующие русские летописцы и историки соглашались с призванием варягов, а Иван Грозный даже находил в этой легенде повод для личного возвеличения и претензии на родство с Августом-кесарем. Хотя Романовы не имели никакого родства с Рюриковичами (их первый исторически достоверный предок – Андрей Кобыла – лишь в Бархатной книге (1687) получил «прусское» (а вовсе не немецкое) происхождение: в XVII-XVIII веках русскому аристократу было престижно иметь европейское происхождение), они благосклонно смотрели на норманическую «теорию», роднившую их, хотя бы по наследственному трону, с первым императором Рима. Аналогичная версия встречается в труде «Скандинавия в наглядных описаниях» Иоханнеса Мессениуса (1627), который датирует правление четвертого сына Ноя – Туискона (Туисто – божество древних германцев, согласно Тациту) в землях между Рейном и Доном 156-306 годами «после потопа», 60 годом до рождества Христова – миграцию Одина «во главе многих народов» из Малой Азии в Скандинавию (вероятно, Один здесь ассоциируется с историческим Митридатом – врагом Рима), а затем описывает морскую миграцию «лучших мужей Рима» в 456 году н.э., «чтобы избежать тирании Аттилы», в Прибалтику и Финляндию, где они основали свои королевства и даже распространили христианство, впоследствии утерянное. Написанная в самом конце XVII века на латыни «Финляндская хроника» начинает перечень финляндских королей с некого Ростиофа, который правил еще до пришествия Одина (одна из гипотез этимологии названия Ростова Великого на Ярославщине указывает на мерянское происхождение его названия, которое могло первоначально обозначать Сарское городище – племенной центр мерян с VII века).

Гюэ Пьер Даниэль (1630-1721) – французский теолог, ярый враг рационализма и атеизма выступил с попыткой укоренить все «языческие» культы и неевропейские цивилизации (Китай, Японию) в библейской традиции, и даже Америку у него колонизируют финикийцы. В Лейденском университете Гуго Гроций предложил свою схему заселения Америки: Северная Америка заселена германцами, Центральная – эфиопами (т.е. африканцами), Южная – китайцами и индонезийцами. Его коллега Георгий Хорн в 1666 году («История империй и царств») провозгласил, что потомки Иафета стали белыми, Сима – желтыми, Хама – черными (здесь, наверное, впервые библейская генеалогическая этнология приобретает расово-биологический оттенок). Но подлинным «отцом расологии» следует считать французского философа-скептика и придворного врача Великих Моголов Франсуа Бернье, который в своем «Новом разделении земли, основываясь на различных видах или расах людей, ее населяющих» (1684) выделил 4-5 рас, в зависимости от того, считать ли индейцев Америки европейцами, различая приобретенную «смуглость» от солнца от природного цвета кожи. С ним полемизирует Лейбниц во имя идеи единства человеческого рода.


Костры инквизиции мало-помалу рассеивали тьму средневековья. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 12400
Зарегистрирован: 30.01.07
Откуда: Россия, СПб
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.10.20 08:41. Заголовок: Почти конец (еще неб..


Почти конец (еще небольшая главка будет о смеховой культуре именно барокко в связи с Всешутейшим собором):

Образованный европеец вполне осознавал тот качественный скачок в развитии европейской истории, которой происходит с началом Реформации, и в конце XVII века обозначал понятие «современная эпоха» даже скорее выступлением Лютера, чем открытиями Колумба или взятием турками Константинополя. В течение почти двухсот лет люди жили сходным образом – в условиях информационного взрыва, вызванного Великими географическими открытиями, турецкой опасности, революции цен, эпидемии занесенных из Америки венерических заболеваний, ожесточенных религиозных споров, роста королевского абсолютизма и превращения печатных инкунабул в товары широкого потребления. Неудивительно то оглушительное воздействие, которое Европа на фоне закосневшего мира ислама и далеких пределов Китая в Сибири произвела на российское общество. Реформы Петра были поиском оптимальной стратегии развития, ориентируясь на самые результативные европейские модели. Подражая не какой-либо отдельной стране, а Европе в целом, Россия становилась вполне европейской страной.

Костры инквизиции мало-помалу рассеивали тьму средневековья. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 12413
Зарегистрирован: 30.01.07
Откуда: Россия, СПб
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.10.20 16:43. Заголовок: Дополнение к части о..


Дополнение к части о влиянии украинского барокко на Россию:

Украинские территории в составе России не знали подобных проблем – наоборот, реформы Никона интересным образом «украинизировали» эстетику российской повседневности – стиль барокко, характерный для Украины, прививался не только в российской архитектуре, но и в книжности, одежде и терминологии (богослужебные книги после Никона не исправлялись, а заново редактировались не по греческим, а по украинским источникам). Даже русское дворянство на какие-то время получило имя «шляхетство». В 1680-х годах главой «украинской партии» в российском православном богословии считался Сильвестр Медведев (1641-1691). Он действительно активно борется с греками братьями Лихудами, но его проект открытия первого в России университета остался нереализованным (в 1687 году Лихуды открыли Еллино-греческую академию – так она официально именовалась до 1710 года, и к 1700 насчитывала уже до 100 учащихся), а ожесточенный религиозный спор о пресуществлении святых даров перерос в политический. Медведев написал трактат «Манна», в котором доказывалось, что в таинстве евхаристии хлеб и вино претворяются в тело и кровь в момент произнесения священником слов Христа: «Приимите и ядите…» Лихуды отвечали на это сочинение опровержением («Акось, или врачевание, противополагаемое ядовитым угрызениям змиевым»), в котором доказывали, что, по учению православной церкви, одного произнесения Христовых слов недостаточно для такого великого действия, и святые дары прилагаются в момент последующего затем призывания святого духа и произнесения слов: «Преложи я Духом Твоим Святым». После этих двух сочинений открылась жаркая полемика по поводу вышеозначенного вопроса. Толки о времени пресуществления из монашеских келий перешли в дома мирян и даже на улицу. Люди, мало понимавшие суть богословских тонкостей, увлекались этим вопросом; торгаши, ремесленники и даже женщины стали спорить о времени пресуществления. Российской православной церкви грозил новый раскол. Патриарх Иоаким принял сторону Лихудов. Необходимо было заставить украинское православное духовенство заявить со своей стороны голос в пользу Лихудов. Киевских архиереев этот вопрос поставил в весьма неловкое положение: в киевской коллегии давно уже учили о пресуществлении по-католически так, как писал Медведев: в «Лифосе» Петра Могилы и в «Жезле правления» Симеона Полоцкого изложено то же учение. Патриарх пригрозил им собором и приговором четырех прочих вселенских патриархов. Тогда киевский митрополит Гедеон и архиепископ Черниговский Лазарь дали ответ в смысле учения, проповедуемого Лихудами. В 1689 году Сильвест Медведев оказался в числе противников Нарышкинской партии и Петра I. Его расстригли, пытали и сослали в монастырь. В декабре 1689 Московский собор РПЦ признал неправославными не только сочинения Медведева, но и писания Симеона Полоцкого, Галятовского, Радивиловского, Барановича, Транквиллиона, Петра Могилы. О «Требнике» Петра Могилы сказано, что эта книга «преисполнена латинского зломудренного учения», и вообще о всех сочинениях малорусских ученых замечено, «что их книги новотворенные и сами с собою не согласуются, и хотя многие из них названы сладостными именами, но все, даже и лучшие, заключают в себе душе-тлительную отраву латинского зломудрия и новшества». В Москве утвердилось было мнение, что приходящие из Украины и Белоруссии ученые заражены «латинскою ересью», что, путешествуя за границею и завершая там свое образование, они усваивают иноземные понятия и обычаи, что не следует слушать их и ездить к ним учиться. Медведева казнили в 1691 году. Последний бой клерикальных противников европейской ориентации России был выигран в области образования, что объясняет безразличие Петра и почти всех его сторонников к религиозным вопросам.

Костры инквизиции мало-помалу рассеивали тьму средневековья. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 12414
Зарегистрирован: 30.01.07
Откуда: Россия, СПб
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.10.20 19:51. Заголовок: Еще дополнение к час..


Еще дополнение к части о православных церквях конца XVII века:

Очень неровно складываются отношения между Российской и Грузинской православными церквями. Реформы, подобные никонианским, будут проведены в грузинском православии лишь в 1744 году, и, в принципе, к концу XVII века Грузия должна была бы стать спасительным островом для старообрядцев, но она слишком далека и почти незаметна из Москвы. Патриархи Российской православной церкви, очень дорожившие мнением Константинопольского, Антиохийского, Иерусалимского и Александрийского патриархов, игнорировали главу Грузинской православной церкви. Андрей Лызлов, то ли по ошибке, то ли намеренно, именует грузинского православного католикоса-патриарха митрополитом, подчиненным Константинопольскому патриархату. В 1692-1695 годах католикосы оказались втянутыми в политическую борьбу, и на престоле главы ГПЦ поочередно менялись Николай IX Амилахвари (креатура царя Картли Георгия XI) и Иоанн Х Диасамидзе, которого поддерживал царь Ираклий I.

Костры инквизиции мало-помалу рассеивали тьму средневековья. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 12415
Зарегистрирован: 30.01.07
Откуда: Россия, СПб
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.11.20 07:48. Заголовок: Дополнение к немецко..


Дополнение к немецкой литературе:

Гораздо снисходительнее цензура в отношении придворного проповедника в Вене, августинского монаха Абрахама а Санта Клара (Ганса Ульриха Мегерле) (1644-1709), которого ценили за его грубый, сочный, простонародный стиль – все время на грани гротеска, шутовства и каламбура: он мог упомянуть в проповеди принципиально игнорируемого Лютера, а затем оговориться, что имел в виду saubar («хряка» на швабском диалекте). Помимо многочисленных проповедей и трактатов, в своем наиболее выдающемся сочинении «Judas der Ertz-Schelm, für ehrliche Leuth, oder eigentlicher Entwurff und Lebens-Beschreibung dess ischariotischen Bösewicht» (4 тома, Зальцбург, 1686-1695), Санта-Клара под видом апокрифических сказаний о жизни Иуды Искариота сатирически изображает повседневную жизнь своей эпохи.

Костры инквизиции мало-помалу рассеивали тьму средневековья. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 12428
Зарегистрирован: 30.01.07
Откуда: Россия, СПб
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.11.20 13:47. Заголовок: ВМЕСТО ЭПИЛОГА: ВСЕШ..


ВМЕСТО ЭПИЛОГА: ВСЕШУТЕЙШИЙ, ВСЕПЬЯНЕЙШИЙ И СУМАСБРОДНЕЙШИЙ СОБОР НА ФОНЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ СМЕХОВОЙ КУЛЬТУРЫ XVII ВЕКА.

Так ярко и колоритно описанные Виктором Гюго в начале романа «Человек, который смеется» (1869) компрачикосы – выдумка писателя, хотя высказывались предположения о существовании подобных структур, занимавшихся фабрикацией уродов. Человек начала XXI века, живущий в совершенно иной правовой и социально-экономической обстановке, с трудом может представить себе обыденные представления людей XVII века, и его немало удивит, например, тот факт, что рождение уродца считалось в бедной семье подарком судьбы, поскольку его можно было выгодно продать. Существуют два подхода к истории (тому «теологическому», в терминологии позитивизма XIX века, периоду, который надежно отделен от современного «позитивного» периода «метафизической» диафрагмой революций). Во-первых, в прошлое затаскиваются собственные идеалы автора, иногда очень странные – но в целом соответствующие его предрассудкам и предрассудкам современного общества, которые принудительно навязываются людям прошлого. Во-вторых, образованный, но не до конца реализовавший себя в настоящем времени, историк описывает прошлое как романтическое и кровавое поле исключенных из настоящего, но тривиальных в прошлом явлений (хайнлайновская фантастика – хороший тому пример): там можно было сечь вилланов, задирать подолы вилланок, не платить долги, бунтовать против короля и прочие удовольствия (на первый взгляд, доступные только небольшой касте аристократов, куда «попаданец» записывает себя априори, но если простой крестьянин возьмет в XV веке цеп или вилы, тоже мало не покажется). Первое – то, во что вырождается стремление найти в истории моралите, воспитывающее настоящее. Второе – ключ от дверей разочарования, потому что скучной жизнь бывает даже в XVII веке. Следует учитывать также те кривые линзы, которые в силу исторических событий оказались между нами и интересующим нас историческим периодом. Философия Просвещения подвергла уничтожительной критике весь т.н. «Старый порядок» (а в СССР вообще не было больших научно-пристойных ругательств, чем «реакционный», «монархический» или «религиозный»). Реакция на революции (прежде всего, на Великую Французскую революцию 1789 года) взялась реабилитировать прошлое, но чтобы реабилитировать его в привлекательном для современников реабилитаторов и их самих виде, пришлось многое убрать, исключить, сделать вид, что того или иного явления вообще не было – в итоге школьному сообществу (школа после введения всеобщего образования становится главным инструментарием популяризации истории), с поправкой на представления о допустимом или недопустимом в соответствующем возрасте, показано оскопленное, причесанное и не противоречащее вкусам 1820-х или 2000-х годов прошлое, которое обязано вести себя прилично и быть фундаментом настоящего. В самом лучшем случае, нехотя признавая неприличное «своеобразие» исторического периода, современный автор начинает изощренно интерпретировать неудобные моменты опять же в соответствии с предрассудками своих современников.

Де Местр и прочие реакционеры последних двух столетий были глубоко меланхолическими людьми (Аристотель и вовсе утверждал, что все выдающиеся люди были меланхоликами), поэтому они могли воспринимать и реабилитировать сословное неравенство, охоту на ведьм или цензуру книг, но карнавальная, смеховая культура прошлого, того прошлого, ради которого они страдали в настоящем, оказалась вне их понимания. Кощунство и веселье объективно враждебны той картине мира, которую выстраивает подобный «историк». Он может согласиться лишь на отведение этой части культуры маленького гетто, вроде нужного чулана, о котором никто не говорит, хотя все пользуются. Представить себе, как одни и те же люди могли участвовать в церковной литургии и тут же бражничать, посещать театры и дома с веселыми девками (и даже убить человека на дуэли за мимолетное оскорбление), современный «одухотворенный» автор не может (во всяком случае, официально).

Несколько стоп-кадров истории нравов XVII века.

Вышеупомянутая шведская королева Кристина в 1653 году основала Амарантский орден для шестнадцати пар кавалеров и дам, чтобы увековечить особенно удавшийся ночной праздник-маскарад, участники которого были одеты в костюмы пастушков и нимф. Королева изображала нимфу по имени Амаранта. По другим данным орден учрежден в честь одного из любимцев королевы – испанского посла Антонио Пиментеля де Прадо, а имя получил по названию местности, служившей королеве и ее друзьям местом романтических утех. Знаком ордена стал медальон с вензелем, составленным из двух «А» и девизом «Сладкое воспоминание». Члены Ордена должны были принять участие в ужине в субботу вечером, который назвали «Праздником богов». Бывший наместник Датского королевства Корфиц Ульфельд, скрывавшийся в Швеции, был богом Юпитером, Пиментель был одет как бог войны Марс, а коронного канцлера Польши Иеронима Радзейовского в качестве Вакха внесли в зал на бочке с большой винтовой открывашкой в руке.

В 1684 году английский лорд – Джон Сесил, 5-й граф Эксетерский, основал клуб джентльменов «Орден Маленького Бедлама». Местом заседаний клуба стала таверна «Бык и Лебедь» в Стамфорде. Каждый член клуба становился животным, что символизировали портреты в зале, где собирались члены клуба. Сэр Исаак Ньютон также был членом клуба, а церковный декан Винзорского дворца Грегори Хаскард изображал петуха.

19 июля 1694 года в английской газете (сборнике «Как улучшить хозяйство и торговлю», издаваемом Хоутоном) впервые появилось брачное объявление. Помимо чисто коммерческих объявлений (владелец некоторого капитала желал объединить его с сопоставимым по размеру капиталом невесты), желающие вступить в брак подробно описывали требуемые параметры невесты, а объявления женщин лишь немногим уступали мужским в откровенности.

В Италии XVII-XVIII веков большой популярностью пользуются кастраты – оперные певцы (сопрано и контральто). Опера появляется в самом конце XVI века (термин впервые употреблен в 1639 году), а кастраты в качестве певцов встречаются еще в IX-XIII веках в православном соборе Святой Софии в Константинополе. В Неаполитанском королевстве мальчиков подвергали операции кастрирования родители по совету сельских учителей, определявших способности к пению, в возрасте 8-9 лет, но сама по себе кастрация не гарантировала того, что мальчик станет великим певцом – следовало пройти длительный (9-10 лет) курс обучения.

Оба главнейших монарха Европы конца XVII века – Людовик XIV и Леопольд I в молодости пели и танцевали в опере (а Леопольд еще и профессионально дирижировал оркестром).

На этом фоне Петр I со своим Всешутейшим, всепьянейшим и сумасброднейшим собором не выглядит из ряда вон выходящим. Возможно, первоначально собор представлял пародию на католическую церковь, однако по мере совершенствования он превратился в пародию также и на православную церковь. Кроме того, участниками Собора пародировались государственные символы России и Европы, в том числе и собственно царская власть. Устройство собора копировало церковную иерархию. В составе собора были дьяконы, архидиаконы, попы, ризничий, архиереи, в том числе митрополиты, а также диаконисы, архи-игуменья и княжна-игуменья и т.д. У собора были свои молитвы, большая часть которых утеряна и сохранилась по частной переписке соборян. Все лица собора носили с подачи Петра І матерные прозвища, которые В.О.Ключевский, будучи закомплексованным человеком викторианского века, описал как слова, которые «никогда, ни при каком цензурном уставе не появятся в печати». Обсценные прозвища соборян пародировали выбор монашеских имен (практиковалось использование в их составе ряда реальных имен, принятых прежде всего как монашеские – Пахом, Филарет, Иоиль), и, как и монашеские имена на Руси до XVIII века, они начинались на те же буквы, что и мирские. Постоянными членами собора были Матвей Нарышкин, Никита Зотов, Иван Мусин-Пушкин, Гаврила Головкин, Тихон Стрешнев, Федор Апраксин и Федор Ромодановский, чей шутовской титул князя-кесаря воспринимался Петром всерьез, и именно Ромодановскому (одному из самых верных своих приближенных) он доверяет управление государством на время своего путешествия по Европе. Женщины также допускались до церемоний собора – например, жена младшего Ромодановского, Наталья, постоянно разыгрывала роль древней русской царицы, облекалась в костюм старинного русского покроя, принимала с достодолжною важностью все смешные почести, ей воздаваемые. Столь же охотно в празднествах собора принимала участие жена царя Ивана – Прасковья, сестра Натальи. Резиденция собора находилась в Пресбурге, расположенном на острове посреди Яузы, возле села Преображенское. Поэтому патриарх Собора получил титул «Патриарха Пресбургского, Яузского и всего Кокуя». Язык, используемый соборянами и противопоставленный церковнославянскому обрядному, происходил из условного (или тайного), так называемого, «офенского» языка странствующих торговцев (пьянство именовалось «Ивашкой Хмельницким», а сексуальные контакты – «Еремкой»). Большинство «заседаний» собора представляли собой пародии на христианские праздники: святки, покаянная процессия («Его всешутейшество» выезжал, окруженный своими сподручниками в вывороченных полушубках, на ослах, волах или в санях, запряженных свиньями, козлами и медведями), «шествие на осляти» и свадьбы князей-пап. Особенно удалось освящение Дворца Лефорта 21 (31) января 1699 года. Выборы князя-папы происходили при закрытых дверях, аналогично папскому конклаву: избранного главу собора сажали на прорезанное кресло для отхожего места и ощупыванием органов проверяли его пол, затем по-латыни провозглашая: «Священническое достоинство имеет» (pontificalia habet). Аналогичный обряд, по распространенным в то время слухам, якобы существовал и при избрании римских пап и основывался на легенде о папессе Иоанне. Выбранного князя-папу сажали в ковш и несли в сопровождении всего собора в дом, где его раздевали и опускали голым в гигантский чан, полный пива или вина. Пока князь-папа плавал в ковше, гости, мужчины и женщины, принадлежавшие к высшим боярским фамилиям, в обнаженном виде, пили вино из этого чана и распевали непристойные песни на церковные мотивы.

Подобный пародийный собор известен из истории Византии: в середине IX века император Михаил III столь же откровенно издевается над символикой православной обрядности. Он же самолично выступал на ипподроме в качестве возницы под цветами «голубых», а когда многие придворные стали открыто выражать недовольство, устроил закрытый ипподром. В Европе также существовали шутовские ордена, пародировавшие государственную и церковную иерархию и действа. Во французском Дижоне в середине XV века появляется карнавальная традиция Компании Безумной Матери, запрещенная Людовиком XIII в 1630 году «из-за беспорядков и распутства» (в XVI веке Compagnie de la Mère-Folle насчитывала 200 человек, в основном парламентариев и богатых торговцев). В 1702 году склонные к экстравагантности придворные французского короля создали карнавальный Калоттский полк. Огромное количество шутовских и карнавальных клубов традиционно существовало в Англии. В Польше в 1568 году Станиславом Пшонкой и Петром Кашовским в селе близ Люблина – Бабине основано литературно-карнавальное общество «Бабинская республика», которое пародировало государственное и общественное устройство Польши. Участники общества получали должности по их недостаткам, к примеру, косноязычный прославлялся как оратор, склонный к сутяжничеству назначался судьей, транжир становился казначеем, трус был военачальником, вольнодумец занимал церковные должности. Несмотря на открытые изобличения своих недостатков и пороков при назначении на определенную должность, многие известные польские государственные деятели и писатели стремились стать членами Бабинской республики, просуществовавшей до 1677 года.


Костры инквизиции мало-помалу рассеивали тьму средневековья. Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 12430
Зарегистрирован: 30.01.07
Откуда: Россия, СПб
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.11.20 09:56. Заголовок: Дополение к первой ч..


Дополение к первой части книги ПО ЕВРОПЕ 1690-х:

Чехия (Королевство Богемия и Маркграфство Моравия) в составе Священной Римской Империи германской нации и под управлением Габсбургов переживает в последние десятилетия XVII века «темную эпоху» (1620-1770 гг), когда чешский язык был почти уничтожен немецким и латынью, католицизм и государственные власти преследовали протестантов (в т.ч. чешских братьев – гуситов), а эмиграция из страны приводит множество чешских интеллектуалов в Германию, Польшу, Словакию, Нидерланды и даже в Англию (самым известным эмигрантом можно назвать Яна Амоса Коменского, умершего в 1670 в Амстердаме). В своей борьбе с габсбургским католицизмом протестантские эмигранты готовы вступить в союз с кем угодно. Мистики (Микулаш Драбик, казненный в Прессбурге-Братиславе в 1671 году, Стефан Мелиш, Кристина Понятовская), чьи пророчества издавал и популяризировал Коменский, настаивали на скорой кончине папства и Римской империи Габсбургов, призывали к созданию антикатолической коалиции Великого Османского Государства, России и протестантских стран Скандинавии. Известно намерение чешских протестантов перевести Библию на османский язык с целью скорейшего обращения турок в протестантизм. Под их влиянием (а также под влиянием мистической философии Я.Беме) сформировались взгляды купеческого сына силезского немца Квирина Кульмана (1651-1689), который проповедовал в Стамбуле, Лондоне и Москве объединение иудаизма, ислама и христианства в единую религию и доходил (если верить допросным листам в Москве) до еретического коммунизма, а когда против него дружно выступили жившие в Москве чешские иезуиты и немецкие лютеране, сожжен российскими властями на костре 4 (14) октября 1689 года уже после падения правительства царевны Софьи. Таким образом, Чехия выглядит своего рода маяком, посылающим мощные пропагандистские сигналы по всей Европе.

Костры инквизиции мало-помалу рассеивали тьму средневековья. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 12445
Зарегистрирован: 30.01.07
Откуда: Россия, СПб
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.11.20 19:48. Заголовок: Дополнение к фрагмен..


Дополнение к фрагменту о французских сказках:

Мадам д’Онуа иной раз сбивается со сказочного жанра на абсурдистский, но конкурируют с нею все еще читаемые во Франции т.н. «трагические истории» – новеллистика в стиле нуар ранней эпохи барокко (ее родоначальником следует считать Пьера Боэтюо (1517-1566), который в 1559 перевел на французский новеллы Маттео Банделло, одна из которых впоследствии стала основой шекспировских «Ромео и Джульетты»), а в Испании – т.н. «романсы бельевой веревки» – поэмы с увлекательным криминальным сюжетом и женщиной в качестве главной героини, которые издавали в виде сложенных листков и вывешивали на продажу на рынках, прикрепляя к бельевым веревкам с помощью прищепок (впрочем, один из поздних авторов «трагических историй» Франсуа де Россе в начале XVII века также черпал материал из текущей уголовной хроники).

Костры инквизиции мало-помалу рассеивали тьму средневековья. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 12446
Зарегистрирован: 30.01.07
Откуда: Россия, СПб
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.11.20 08:34. Заголовок: Еще уточнение там же..


Еще уточнение там же:

Наверное, главным событием литературной жизни Европы 1699 года стал выход в свет «Приключений Телемака» Фенелона, причем, без ведома автора. Уже в 1699-1700 годах выходит ряд новых изданий в Париже, Брюсселе и Гааге. «Приключения Телемака» надолго становятся общеевропейским бестселлером, и его положение на книжном рынке даже не смог поколебать Гете своими «Страданиями юного Вертера». Роман интересен, помимо всего иного, также содержащимися в Х книге намеками, которые интерпретированы, как «Салентская утопия»: восстановление процветающей экономики за счет свободы торговли, реформирование сельского хозяйства (заселение неосвоенных земель), миролюбие, четкая социальная иерархия (общество разделяется на семь классов), регламентация костюма, питания, частной жизни, борьба с роскошью и изнеженностью, скромность и самоограничение народа (монарх в этом смысле должен подавать пример своим подданным). В своих сказках и баснях Фенелон также рисует картину идеального общества, где все равны («Путешествие на остров Наслаждений» 1694 года) – это равенство достигается за счет высочайшего уровня жизни в условиях неограниченных ресурсов, а поэтому критики усматривают в сюжете лишь пародию на жизнь высшей аристократии, но утопия превращается в антиутопию, и герой басни с удовольствием возвращается к обычной умеренной жизни в «среднем мире». В целом «Приключения Телемака» в завуалированной форме резко критикуют абсолютизм Людовика XIV, что привело к запрету романа на территории Франции.

Костры инквизиции мало-помалу рассеивали тьму средневековья. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 12457
Зарегистрирован: 30.01.07
Откуда: Россия, СПб
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.11.20 09:32. Заголовок: Дополнение к фрагмен..


Дополнение к фрагменту о Всешутейном соборе:

_____________________________________________
* В XVIII веке сформировался русский литературный язык, достаточно жестко отделенный от разговорного, но в предыдущие столетия непроходимых границ между книжным и разговорным словом не существовало, и матерная брань присутствует иногда даже в официальных документах (например, встречается в старообрядческих челобитных конца XVII века). Слово, обозначающее «женщину распутного поведения» (терминология Роскомнадзора), используется в славянском тексте Библии и в церковно-богослужебных текстах РПЦ. Согласно подсчётам В.Д.Назарова, в источниках XV-XVI веков содержится упоминание десятков русских топонимических названий, производных от обсценной лексики. Иностранцы, побывавшие в России, согласны с русскими поучительными книгами по поводу крайней распространенности матерной брани в русской разговорной речи XVI-XVII веков.


Костры инквизиции мало-помалу рассеивали тьму средневековья. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 12462
Зарегистрирован: 30.01.07
Откуда: Россия, СПб
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.11.20 19:27. Заголовок: Дополнение к фрагмен..


Дополнение к фрагменту о Фенелоне и его романе:

Впрочем, и без «Салентской утопии» высказываемые добродушным консерватором Фенелоном мысли поражают своим радикализмом: там в же – в «Приключениях Телемака» прославляется свободная торговля и соответствующая государственная политика, резкой критике подвергнута война и военная «субкультура» – удел преступников, которых страна вынуждена награждать за то же самое, что в мирных условиях было бы равносильно преступлению.

Костры инквизиции мало-помалу рассеивали тьму средневековья. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 12463
Зарегистрирован: 30.01.07
Откуда: Россия, СПб
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.11.20 07:32. Заголовок: Примечание к фрагмен..


Примечание к фрагменту об амишах:

_______________________________________
* Вообще, на склоне Средневековья и в первые века Нового времени крой одежды и ее цветовая дифференциация считались чем-то очень важным в общественном устройстве. Еще постановление императора Карла V от 1548 года констатирует «непристойную ситуацию», при которой невозможно по одеяниям отличить князя от графа, графа от барона, барона от бюргера, а бюргера – от крестьянина. Ментор в романе Фенелона призывает разделить свободных людей на 7 сословий, и у каждого должна быть униформа особого цвета.


От себя: вот вам и цветовая дифференциация штанов - ку!

Костры инквизиции мало-помалу рассеивали тьму средневековья. Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 12475
Зарегистрирован: 30.01.07
Откуда: Россия, СПб
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.11.20 09:50. Заголовок: Еще небольшое дополн..


Еще небольшое дополнение (скоро книга пойдет в печать):

Алхимия, которая зародилась в первые века нашей эры в Египте в среде профессиональных фальшивомонетчиков и подделывателей драгоценных камней, в XIV-XVII веках переживала в Европе настоящий расцвет. Помимо разного рода заведомых авантюристов, часто страдавших от несбыточных обещаний королям добыть золото в огромных количествах, алхимией в интересующую нас эпоху занимались Ньютон, Бойль, Локк, и даже Лейбниц одно время работал секретарем розенкрейцерского алхимического общества в Нюрнберге. Двойственное отношение официальных властей к алхимии и алхимикам объясняется опасением того, что под вывеской златодельческих опытов будут работать обыкновенные фальшивомонетчики, однако, в ряде королевских сокровищниц хранились медали из алхимического золота (осмотрев подобные в сокровищнице Вены в 1688, Лейбниц счел их фальшивыми).

Костры инквизиции мало-помалу рассеивали тьму средневековья. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 12510
Зарегистрирован: 30.01.07
Откуда: Россия, СПб
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.11.20 15:48. Заголовок: Осталось проставить ..


Осталось проставить некоторые даты - даты жизни упоминаемых персонажей. И все. Во второй половине декабря сдам в печать.

Костры инквизиции мало-помалу рассеивали тьму средневековья. Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 1144
Зарегистрирован: 30.04.12
Откуда: Белоруссия, Минск
Рейтинг: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.11.20 22:02. Заголовок: Удовольствие огромно..


Удовольствие огромное получил.

Это только кажется, что умирают другие... Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 84 , стр: 1 2 3 4 5 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  2 час. Хитов сегодня: 22
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



Создай свой форум на сервисе Borda.ru
Текстовая версия