On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
Дружественные ресурсы:
Человек и социум http://mogetbyt.forum24.ru

АвторСообщение
постоянный участник




Пост N: 3680
Зарегистрирован: 30.01.07
Откуда: Россия, СПб
Рейтинг: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.06.12 19:38. Заголовок: Мореплаванье в палеолите


Вот нашел интересный материал:
Табарев Андрей Владимирович
ОСВОЕНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ ТИХООКЕАНСКИХ ПОБЕРЕЖИЙ НА РУБЕЖЕ ПЛЕЙСТОЦЕНА И ГОЛОЦЕНА

 цитата:
3.3. Проблема возникновения и роли водного транспорта. Проблема возникновения водного транспорта практически до конца 1970-х годов рассматривалась в контексте концепции освоения человеком акватических ресурсов на фоне стабилизации уровня мирового океана в голоцене. Отсутствие находок остатков лодок древнее 5-6 тыс. л.н. и общие представления о недостаточно высоком техническом уровне палеолитического человека обуславливали скептическое отношение к возможности плейстоценового мореходства и судостроительства. Даже первые свидетельства о заселении Австралии в районе 20 000 л.н. [Lampert, 1971] были встречены осторожно, поскольку древнейшие раковинные кучи на северо-восточном побережье Австралии не датировались древнее 5-6 000 л.н., а этнографические данные по аборигенам не подтверждали существования у них водного транспорта для дальних морских путешествий и пересечения проливов.

Только за последнюю четверть века нижняя граница первоначального заселения Австралии была удревнена 4 раза. Сначала в связи с находками у озера Мунго до 34 000 л.н. [Bowler, Thorne, 1976], затем до 40 000 л.н. [Groube et al., 1986], 50 000 л.н. [Roberts et al., 1990] и, наконец, до 60 000 л.н. [Thorne et al., 1999]. Одновременно появились публикации о находках раковинных куч с плейстоценовым возрастом (начиная от 35 000 л.н.) на Соломоновых островах и Архипелаге Бисмарка [Allen et al., 1988, 1989], заселение которых предполагалось в рамках миграции носителей лапитоидной керамики не ранее 3 500 л.н. Примечательно, что в период между 35 000 и 15 000 л. н. возрастают и расстояния путешествий. Если для достижения Новой Британии и Новой Ирландии человек преодолевал расстояния в 100 км, то для путешествия на Соломоновы острова (около 28 000 л.н.) потребовалось морское плавание протяженностью 140-175 км, а чтобы заселить острова Адмиралтейства (15 000 л.н.) пришлось плыть около 200-220 км, 60-90 км из которых были в открытом океане. Таким образом, на сегодняшний день именно южнотихоокеанская зона демонстрирует самые ранние свидетельства использования водного транспорта в тихоокеанском бассейне.

Следующие по древности следы использования водного транспорта связаны с дальневосточной зоной. Если принять во внимание серию миграций по заселению Японских островов с материка, то совершенствование около 30 000 л.н. технологии расщепления сырья, появление пластинчатой техники и рубящих орудий с подшлифовкой можно рассматривать как факторы, стимулирующие обработку древесины и эволюцию различных форм водного транспорта. Технологические факторы подтверждаются рядом антропологических материалов. Останки Homo sapiens sapiens с возрастом от 32 000 до 15 000 л.н. были зафиксированы на Окинаве и мелких островах гряды Рюкю [Matsu’ura, 1986, 1996]. Останки человека из пещеры Pinza-abu на острове Мияко найдены ниже уровня, продатированного по С14 около 26 000 л.н. Чтобы достичь этого острова со стороны Окинавы, необходимо преодолеть 75 км, а со стороны Тайваня – более 150 км. Еще боле красноречив факт транспортировки обсидиана примерно 21 000 л.н. на Хонсю с источника на острове Козу, расположенного в 50 км от побережья [Oda, 1990, Imamura, 1996].

Раннеголоценовые комплексы на острове Чеджу могли возникнуть только при использовании водного транспорта для перемещения с континентальной части Корейского полуострова [Nelson, 2003].

В 1997 г. в монографии о генезисе неолита мы выдвинули гипотезу о возникновении ранних цикличных форм оседлости на основе интенсивного рыболовства лососевых как экономической основы для культур прибрежной части Приморья. В выдвижении этой гипотезы большую роль сыграли богатейшие орудийные наборы для работы по дереву (топоры, тесла, стамески, резчики, сверла, скобели) памятников Суворово-IV и Суворово-VI. На первом из них инструментов тесловидного типа найдено на сегодняшний день больше, чем на всех памятниках бассейна р. Зеркальная вместе взятых или на любом другом финальнопалеолитическом памятнике Приморья. Этот факт вкупе с уникальным положением памятника Суворово-IV на слиянии реки с двумя притоками мы сначала трактовали как свидетельство интенсивного строительства ловушек и запруд для лова лосося. В свете работ последнего цикла (1997 – 2000 гг.) мы считаем возможным предположить, что особенности инструментария могут быть также связаны с изготовлением плавательных средств (лодок, плотов) уже в рамках финальноплейстоценового периода освоения человеком западного побережья Японского моря (16 -15 000 л.н.). Информация о водном транспорте на Дальнем Востоке в древности неуклонно накапливается и удревняется. Самые последние свидетельства тому – находки моделей лодок в археологических контекстах неолита и палеометалла Приморья [Бродянский, Крупянко, 2001; Бродянский, Раков, 2003].

Таким образом, к периоду плейстоцено-голоценового рубежа в прибрежно-островной части юго-восточной, восточной и северо-восточной Азии практически все археологические культуры демонстрируют факты наличия и использования водного транспорта. Совершенствование приемов обработки камня, появление эффектных пластинчатых, микропластинчатых техник, возникновение наборов специализированных орудий для обработки органических материалов и освоение все более широкого диапазона акватических ресурсов – все это стимулировало возникновение вводного транспорта. Цепи архипелагов и островов способствовали перемещению сырья и технологий, а также постепенному освоению новых территорий и акваторий в пределах западной части Пасифики.

Прибрежно-островной путь заселения американского континента в последние десять лет преодолел путь от гипотезы до аргументированной концепции [Gruhn, 1994; Dixon, 1993, 1999; Erlandson, 1994, 2000, 2001; Fedje, Christensen, 1999 и др.]. Анализ данных о составе палеофауны и климатических параметрах тихоокеанских побережий Аляски и Северо-западного побережья (Британская Колумбия) в пределах 13 000 – 14 000 л.н. убедительно свидетельствует о том, что эти районы не только не были перекрыты ледником, но и представляли более привлекательный спектр ресурсов для обеспечения жизнедеятельности и мобильности групп азиатских переселенцев по сравнению с весьма негостеприимным Ice-free corridor (свободным ото льда коридором). В то же время окончательный вывод о приоритетах в выборе путей первоначального заселения Нового Света и использования при этом водного транспорта возможен лишь после обнаружения в прибрежной части документированных археологических комплексов, которые были бы древнее или одновременны комплексам Ненана или Кловис.

Имеющиеся на сегодняшний день факты о присутствии древнего человека на островах тихоокеанского севера и вдоль тихоокеанского побережья Северной Америки укладываются в рамки плейстоцено-голоценового рубежа и начала голоцена. Anangula (Алеутские острова) – около 9 000 – 8 500 л.н.; PET-408 (Аляска) – 9 200 л.н.; Hidden Falls, Chuck Lake II (Аляска) – 9 000 – 8 000 л.н.; несколько местонахождений на Островах Королевы Шарлоты (Британская Колумбия) – около 9 000 л.н.; Daisy Cave (Калифорния) – 10 700 – 10 300 л.н. Все эти памятники подразумевают использование водного транспорта для достижения островов с материка или соседних островов и промысла в прибрежной зоне.

Накапливающиеся материалы по древнейшим культурам тихоокеанского побережья Южной Америки также все более аргументировано подтверждают возможность раннего возникновения и использования водного транспорта в период первоначального освоения. Культура Las Vegas в Эквадоре, по мнению ряда исследователей, могла возникнуть в результате заселения полуострова Санта-Элена с моря. Эта гипотеза объясняет отсутствие в регионе каких-либо следов человека, предшествующих горизонту Las Vegas, и яркую приморскую составляющую в экономике культуры, начиная уже с раннего этапа (10 000 – 8 000 л.н.). Анализ фаунистического материала ранних горизонтов памятника Quebrada Jaguay (11 150 – 9 850 л.н.) в Перу показывает, что в его составе присутствует значительный процент мелкой рыбы, добыча которой возможна только с помощью сетей и на определенном удалении от берега [Richardson, 1998, Sandweiss et al., 1998]. На использование лодок или плотов в морском промысле прямо указывают и исследователи памятника Quebrada de los Burros (9 820 – 6 110 л.н.) [Lavallee et al., 1999]. В отличие от консервативной точки зрения мы рассматриваем прямые и косвенные факты существования водного транспорта с позиции того, что вода была для древнего человека не преградой, а средством перемещения и транспортировки.


http://www.sati.archaeology.nsc.ru/sibirica/Data/tabar/?html=tabar.htm&mi=25&id=1880

Костры инквизиции мало-помалу рассеивали тьму средневековья. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 4 [только новые]







Пост N: 168
Зарегистрирован: 30.04.12
Откуда: Белоруссия, Минск
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.06.12 09:45. Заголовок: ВЛАДИМИР-III пишет: ..


ВЛАДИМИР-III пишет:

 цитата:
В отличие от консервативной точки зрения мы рассматриваем прямые и косвенные факты существования водного транспорта с позиции того, что вода была для древнего человека не преградой, а средством перемещения и транспортировки.

Все свидетельства, которые здесь представлены, относятся к деятельности сапиенсов, но палеоантропы и, возможно, даже архантропы также сталкивались с проблемой водных преград. Поиск бродов и переправ, обход рек через водоразделы был возможен внутри континентов, но в дальних странствиях архантропы и палеоантропы не могли обходиться без средств преодоления проливов и широких рек. Опять же, тот же Кларк пишет в своей "доисторической Африке", что одним из способов охоты в СКВ был загон дичи в воду. А как её потом оттуда доставать? Конечно, требовались навыки покорения не только огня, но и водной стихии.

Это только кажется, что умирают другие... Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 3705
Зарегистрирован: 30.01.07
Откуда: Россия, СПб
Рейтинг: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.06.12 12:01. Заголовок: Я встречал такую дат..


Я встречал такую дату - 840000 лет до н.э. человек (разумеется, еще не разумный) построил первый плот.

Костры инквизиции мало-помалу рассеивали тьму средневековья. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 169
Зарегистрирован: 30.04.12
Откуда: Белоруссия, Минск
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.06.12 14:51. Заголовок: Да, это о заселении ..


Да, это о заселении о. Флорес, где обнаружены каменные артефакты древностью 780-850 клн. Считается, что он всегда в четвертичный период был отделён от континента проливом минимум в 19 км. Всё возможно. НО с другой стороны, если мореплавание не было знакомо людям и прежде, то какого лешего им вдруг понадобилось преодолевать пролив? Если только они не считали его чем-то вроде обычной для себя реки у устья, за которой новые земли. В этом ключе мореплавание правильнее было бы интерпретировать не как собственно мореходство, а как навык переправ.

Это только кажется, что умирают другие... Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 3707
Зарегистрирован: 30.01.07
Откуда: Россия, СПб
Рейтинг: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.06.12 17:20. Заголовок: Но с другой стороны ..


Но с другой стороны нельзя и отрицать озарения - случайного изобретения, авантюры, в конце концов. Почему мы должны видеть в наших предках эдаких заводных и раз и навсегда запрограммированных роботов, которые могли или не могли сделать нечто.

Костры инквизиции мало-помалу рассеивали тьму средневековья. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  2 час. Хитов сегодня: 14
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



Создай свой форум на сервисе Borda.ru
Текстовая версия