On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
Дружественные ресурсы:
Человек и социум http://mogetbyt.forum24.ru

АвторСообщение





Пост N: 999
Зарегистрирован: 01.10.11
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.05.17 08:46. Заголовок: Про ямников


Л. С. Клейн (Санкт-Петербург, Россия)
Ямная, не ямная (обзор современных работ о курганных погребениях Подунавья)

 цитата:
Генетики ныне утверждают, что миграция ямной культуры на запад привела к формированию культур шнуровой керамики, а тем самым к распространению в Европе индоевропейских языков. Однако наибольшая интенсивность генетического вклада якобы популяции ямной культуры в генофонд населения Европы оказывается не рядом с ямной культурой, а на максимальном удалении от нее — в Северной Европе.
В данной статье обосновывается, что ямная культура не может быть источником формирования культур шнуровой керамики. По результатам дотошных исследований Ф. Хейда (как раз сторонника ямной миграции), в степях Венгрии курганные древности делятся на две группы: одна — энеолитическая культура (или культуры), датируемая IV тыс. до н. э. и столь же отличная от ямной, как и энеолитические культуры украинских степей (нижнемихайловская и квитянская), а другая — культура раннебронзового века, в основном III тыс. до н. э., имеющая тот же способ погребения, что и ямная, но местную керамику, плоскодонную и совершенно несхожую с ямной керамикой Украины. Западные археологи считают эту культуру ямной, но я, говоря о ее молдавской части, давно предложил считать эту смешанную культуру не ямной и дать ей отдельное имя. Ныне наиболее авторитетный украинский специалист по ямной культуре С. Н. Иванова принимает мое предложение и называет ее буджакской. В этой культуре шнуровые кубки и амфоры попадаются, но их прототипов в ней нет. Это просто импорты или заимствования из одновременных культур шнуровой керамики.


https://www.e-anthropology.com/Katalog/Arheologia/STM_DWL_jBTk_wE4T5i0MMxGn.aspx

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 6 [только новые]


постоянный участник




Пост N: 9520
Зарегистрирован: 30.01.07
Откуда: Россия, СПб
Рейтинг: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.05.17 10:40. Заголовок: Ямников сейчас рассм..


Ямников сейчас рассматривают как полиэтническую культурную группу.

Костры инквизиции мало-помалу рассеивали тьму средневековья. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 447
Зарегистрирован: 15.10.08
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.05.17 19:46. Заголовок: чим далі мені здаєть..


чим далі мені здається все більше що до 17-19 сторіччя(а місцями та й до 20го) все так і було влаштоване.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 324
Зарегистрирован: 05.07.15
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.05.17 02:03. Заголовок: Так сказать, комментарий с места событий


С С.В. Ивановой мы все-таки работаем в одном отделе, так что ее мнение по указанным моментам могу озвучить довольно полно

1. Керамика АК «шаровиков», как и позже «шнуровая», у западных ямников представлена богато. Для ее изучения Светл. Владим. минимум дважды ездила изучать ее в музеях Польши – т.е., выводы сделаны не по иллюстрациям. И вообще вопросы внешних контактов «буджакцев» – сужу по ее докладам на отделе – в ее докторской в числе самых важных, ну, минимум тех, которым уделено наибольшее внимание
А вывод такой: много импорта, много и местных имитаций (сосуды «шарового» или «шнурового» облика, явно сделанные на месте). Общий характер связи – довольно тесные контакты. Учитывая домашнесть производства лепной посуды – вероятно, нередкие «межкультурные» брачные связи. _Генетическое_ родство не просматривается

2. В общем и в целом: буджакская АК, другие западные группы ямников – в Болгарии, Трансильвании етц – могут и должны выделяться как отдельные культурные группы и даже АК (хотя особость собс-но буджакской АК в большей мере в будущем – у нас на западе Причерноморья ямники благополучно сосуществуют с живущими восточнее каткомбниками, ограничиваясь пограничными, хоть и довольно активными контактами).
Но все эти группы – часть единой общности, «ЯКИО»
Генезис у всех ее локальных групп и культур один – в позднеэеолитических поздне- и пост- среднестоговского-хвалынских группах. Средний Стог тоже весьма пестрая общность – не удивительно, что и потомки ея не такой уж культурный монолит. Особенности разных ямных групп вполне закономерно проистекают из разного сочетания разных предковых компонентов, пусть и родственных в среднестоговского-хвалынских рамках, но в разных регионах от Урала до Дуная – весьма и весьма разных. Плюс контактные примеси – в т.ч. тех же шаровиков/шнуровиков – но примеси эти по преимуществу именно контактные

Вот как-то так



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 1002
Зарегистрирован: 01.10.11
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.05.17 09:42. Заголовок: Из спора с адептом п..


Из спора с адептом пассионарности на балто-славике:

 цитата:
Не были ямники сметены какой-то воображаемой волной катакомбного суперэтноса. Этнос не слишком удачное понятие для общности того времени такой величины.
Многие исследователи вообще полагают, что ямники, катакомбники - что-то вроде религии, мифорелигиозных установок.
Не случайно объединяют их как раз "мифочувствительные" погребальные ритуалы. А материальная культура вообще сильно разная.
Что общего у манычских реповидных сосудов и среднедонских раструбовидных? Или восточноямных круглодонных и плоскодонных западных. Да ничего.



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 325
Зарегистрирован: 05.07.15
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.05.17 01:21. Заголовок: retrograde пишет: ям..


retrograde пишет:

 цитата:
ямники, катакомбники - что-то вроде религии, мифорелигиозных установок.
Не случайно объединяют их как раз "мифочувствительные" погребальные ритуалы.


не существует неких _обще-_ямного или _обще-_катакомбного погребальных обрядов. всюду есть крупные региональные вариации. причем эта пестрота ямниками унаследована от энеолитических предков тоже весьма разношерстной, но все же общности всех этих пост-стоговцев (тип Катаржино, Животилово-Вовчанская и Днепро-Бугская группы), репинцев, хвалынцев, бережновцев, линии нижний слой Михайловки - Рогачик и т.п.
Относительно того, что больше отражают погребальные обряды - верования или культурные традиции - очередная "вечная дискуссия"... в том числе и в аспекте, насколько верования традиционны как таковые...

 цитата:
Что общего у... сосудов


всего лишь археологическая версия вечного лингвистического холивара ламперы версус сплиттеров :) отсюда, в общем, и игра терминов, долженствующих обозначать археологические общности - АК, КИО и т.д.

 цитата:
воображаемой волной катакомбного суперэтноса


тем не менее, появление "катакомбников" маркирует не только новый погребальный обряд - и керамика, и антропология тоже

 цитата:
Этнос не слишком удачное понятие для общности того времени такой величины.


И так, и не так.
Археологические общности - при, разумеется, методологической неверности "ф-лы Коссины" (один горшок - один народ) - все-таки есть отражения культуры человеческих коллективов. А крупные объединения людей и их сложения/распады, фиксируемые материалом "жизни и смерти" АК, - это, в общем, и есть этногенез...
С другой стороны - 100% верно, что этносы БВ представлять по образцу современных европейских наций - полная чушь, совершенно антиисторический подход
В целом же, и ЯКИО, и ККИО несомненно - в том виде, в котором мы их знаем - именно _культурные_ общности. Но в силу их генезиса из предшествующих культур, в силу хорошо известной специфики сложения из "перетасовки" культурных элементов этих самых предшествующих АК - достаточна высока доля вероятности предположений об определенном этническом если не единстве, то минимум родстве - это реально один культурный круг
варианты, конечно, возможны: мой любимый казус Месопотамии с единой культурой эпохи ПП - РД, говорящей на двух абсолютно не родственных языках. Да вот только завершается все и Шумере ассимиляцией :))

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 9536
Зарегистрирован: 30.01.07
Откуда: Россия, СПб
Рейтинг: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.05.17 15:10. Заголовок: retrograde пишет: Н..


retrograde пишет:

 цитата:
Не были ямники сметены какой-то воображаемой волной катакомбного суперэтноса. Этнос не слишком удачное понятие для общности того времени такой величины.
Многие исследователи вообще полагают, что ямники, катакомбники - что-то вроде религии, мифорелигиозных установок.
Не случайно объединяют их как раз "мифочувствительные" погребальные ритуалы. А материальная культура вообще сильно разная.
Что общего у манычских реповидных сосудов и среднедонских раструбовидных? Или восточноямных круглодонных и плоскодонных западных. Да ничего.


В том-то и дело, что погребальный обряд мог быть этническим идентификатором. Что, впрочем, не делает конкретных ямников этнически однородными.

Насчет этничности в глуби веков... Ну есть же этносы у раннемезолитических австралоидов? Почему в Европе или Азии еще в мезолите их не могло быть?

Костры инквизиции мало-помалу рассеивали тьму средневековья. Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  2 час. Хитов сегодня: 20
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



Создай свой форум на сервисе Borda.ru
Текстовая версия