On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
Дружественные ресурсы:
Человек и социум http://mogetbyt.forum24.ru

АвторСообщение
постоянный участник




Пост N: 10039
Зарегистрирован: 30.01.07
Откуда: Россия, СПб
Рейтинг: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.11.17 08:26. Заголовок: Дробышевский раскритиковал теорию палеокойсанцев



 цитата:
Становление южноафриканской или бушменской расы обсуждалось, наверное, больше, чем возникновение какой-либо другой африканской антропологической группы. Много рассуждалось о необычайной древности бушменов, о их былом распространении на север едва ли не до Средиземного моря, даже о их переселениях на Мадагаскар.

Первое – древность – основывалось на субъективных догадках антропологов вкупе с усмотрением бушменских черт на черепах из Флорисбада, Бордер Кэйв и прочих, разобранных выше. Сейчас, с появлением новых датировок и критическим анализом реальности определения расовых черт на крайне фрагментарных находках без лицевого скелета, отнесение этих древних гоминид к прямым предкам бушменов выглядит, мягко говоря, весьма спорным.

Второе – распространение на север – основывалось на типологическом сходстве южноафриканских, восточноафриканских и сахарских наскальных рисунков, что дважды спорно, ибо, во-первых, сходство не идеальное, а, во-вторых, судить по искусству об антропологическом типе вообще нельзя. Археологические доказательства присутствия "койсаноидов" в Восточной Африке – культура вильтон с микролитами и бусами из скорлупы яиц страуса Однако, "вильтон" Восточной Африки крайне разнороден (даже Л. Лики изначально выделял вильтон A, B и C), фактически не может быть сведён в одну культуру и типологически отличается от южноафриканского. Некоторое сходство индустрии неизбежно вследствие схожего образа жизни создателей этих орудий. То же можно сказать про голословную привязку эбурранской индустрии Кении к койсанам. Бусы же из скорлупы яиц страуса изготовлялись везде, где жили страусы, включая Монголию.

Другим обоснованием более северного в прошлом распространения бушменов послужили якобы "койсаноидные" черты внешности и наличие щёлкающих звуков в языке двух племён охотников-собирателей Танзании – хадза и сандаве. Впрочем, кроме языка и образа жизни, эти два племени практически ничем не схожи с бушменами, все ведущие расовые признаки у них иные, по ним они без сомнения относятся к негрской расе (у женщин сандаве изредка встречаются чуть более светлые оттенки кожи и стеатопигия в слабой форме, но эти признаки можно найти в ЛЮБОЙ группе женщин). Отличия хадза и сандаве от представителей южноафриканской расы и сходство с окружающими негроидами видны невооружённым глазом, с научной же точки зрения эти соотношения были показаны на многих комплексах признаков – соматометрии, дерматоглифике, серологии, генетике и прочих (обзор см., например: Morris, 2002). Черепа сандаве схожи с древними черепами с озера Эяси и черепами современных бантуязычных жителей того же региона (Bräuer, 1976). Что касается якобы бушменских черт у других восточноафриканских охотников – бони, доробо и теусо (ик), – то они заключаются лишь в невысоком росте и несколько более светлом цвете их кожи. Гораздо проще низкий рост объясним особенностями образа жизни и диеты, а колебания цвета кожи на границе распространения восточноафриканской расы совсем неудивительны. Отнесение же языков хадза и сандаве к койсанским основывается фактически лишь на наличии щёлкающих звуков, которые вполне могли возникнуть и независимо. Есть, конечно, и другие совпадения, но их очень мало, и даже в случае, если языки хадза и сандаве действительно родственны койсанским, они отделились от них уже много тысяч лет назад (Güldemann; Ehret, 1985), так что говорить о физическом родстве народов обоснованно не приходится (примерно так же можно искать индийские корни русских или якутские корни азербайджанцев). В настоящее время почти все лингвисты считают язык хадза изолированным, а сандаве может иметь отдалённое родство с семьёй кои-квади (перечень исследований см.: Mitchell, 2010). Щёлкающие звуки встречаются и в языке мади (подгруппа мору-мади шари-нильской группы нило-сахарской семьи) в Южном Судане и Уганде, хотя этот народ к бушменам ещё никто не относил. Кстати, палеолингвистические реконструкции показывают, что нило-сахарские и афроазиатские языки присутствовали в Восточной Африке уже 4-10 тысяч лет назад, тогда как никаких доказательств древности "щёлкающих" языков в этом регионе нет (обзор см.: Schepartz, 1988).

Третье – миграции на Мадагаскар – основывалось на оценке группы мальгашей микеа, живущих на западном побережье Мадагаскара, как потомков бушменов. Упоминались бродячий охотничье-собирательский образ жизни, наличие щёлкающих звуков в их языке, невысокий рост, морщинистая достаточно светлая кожа – "бушменские" признаки. Однако все они оказываются мнимыми, желаемое выдаётся за действительное. В реальности, микеа – это не народ и не племя, а образ жизни кланов этнографических групп масикоро и везу. Собирательский уклад жизни у них сложился лишь в XVII-XIX веках нашей эры, и поныне микеа не полностью забросили сельское хозяйство и скотоводство. Щёлкающие звуки в речи, видимо, были попросту придуманы теми, кому хотелось видеть бушменов на Мадагаскаре. В расовом отношении микеа явно относятся к негрской расе, хотя некоторая монголоидная и южноевропеоидная примесь (совсем не странная на Мадагаскаре) могла несколько "высветлить" их кожу. Таким образом, вокруг происхождения бушменов нагорожено много лишнего, что только мешает объективному исследованию.

Показательно, что всяческие натяжки и нестыковки гипотезы о северном (в частности – восточноафриканском) распространении "койсанов" в плейстоцене разгромно критиковались ещё более 20-ти лет назад (Schepartz, 1988), но идея продолжает жить в умах и статьях поныне.



В зарубежной антропологии южноафриканская раса обычно называется койсанской или койсаноидной (кой – это готтентоты, а сан – бушмены, но термины "готтентоты" и "бушмены" в зарубежной науке ныне считаются неполиткорректными, в основном из-за европейского происхождения слов). Как всегда бывает в случае привязки антропологической реальности к лингвистической и хозяйственно-культурной, тут же возникают проблемы.

Во-первых, единство койсанской семьи языков спорно с лингвистической точки зрения, даже в первом приближении она разделяется на три семьи – йю-≠хоа (или жу, северные), кои-квади (центральные) и туу (или таа-!ви, южные); семьи эти полностью изолированы и не обнаруживают какого-либо родства, кроме наличия щёлкающих звуков (Старостин; Mitchell, 2010); кроме того, ещё в недавнем прошлом могли существовать другие семьи, ныне исчезнувшие. Стоит отметить, что йю-≠хоа и туу принадлежат охотникам-собирателям – бушменам – и раньше объединялись в группу "!кунг", а кои-квади – как охотникам-собирателям – бушменам, так и скотоводам и частично земледельцам – готтентотам, одна из групп которых называлась кой-коин и послужила обозначением для всех готтентотов. Надо подчеркнуть, что речь идёт о языковых семьях, включающих многие группы и языки; например, расхождение языков н/у (или ≠комани) и !ксо семьи туу по данным глоттохронологии восходит ко времени более 2,5 тыс.л.н. (Crawhall, 2006).

Во-вторых, есть заметные антропологические различия между носителями разных "койсанских" языков: в племенах, говорящих на языках кои-квади рост выше и кожа темнее, нежели йю-≠хоа и туу, причём как у бушменов, так и у готтентотов.

В-третьих, некоторые скотоводы кои, как уже было упомянуто, ведут отчасти "бушменский" образ жизни, имеют "бушменские" космологию и социальную организацию, так что с большой вероятностью представляют ассимилированных готтентотами бушменов.

В-четвёртых, в Южной Африке известно как минимум две группы негрской расы, перешедших на язык и образ жизни койсанов. Это дама из северо-центральной части Намибии и "речные бушмены" из северной Ботсваны. И те, и другие говорят на языке кой и представляют ассимилированных скотоводами и собирателями земледельцев (Barnard, 1992).

В-пятых, как уже говорилось, хадза и сандаве говорят на языках, вероятно близких к койсанским, но принадлежат к негрской расе. Терминологическая путаница усугубляется существованием множества альтернативных названий для одних и тех же групп, а также плохой осведомлённостью большинства исследователей относительно этого разнообразия и его географической привязки. Ошибки и путаница совершенно обычны даже в самых современных исследованиях, проведённых с использованием новейших технологий (много примеров таких ошибок, включая противопоставление в одной работе намибийских "сан лагеря Омега" и южноафриканских "секеле сан", являющихся в реальности одной группой !ксун из Анголы, см.: Mitchell, 2010).

По всем вышеуказанным причинам терминами "койсаны", "бушмены" и "готтентоты" стоит пользоваться с большой осторожностью. Мы будем использовать термин "бушмены" для обозначения охотников-собирателей, "готтентоты" – для скотоводов, а слово "койсаны" – для всех представителей южноафриканской расы и близких групп. В отечественной антропологии для обозначения расовой группы принят термин "южноафриканская раса" – длинный, но удобный, каким мы и будем пользоваться в дальнейшем.

Генетиками было проведено огромное количество исследований изменчивости ДНК "койсанов". Главными выводами являются наибольшее отличие "койсанов" от всех прочих людей планеты, а также констатация огромной изменчивости (в том числе внутригрупповой), превосходящей изменчивость остальных расовых групп (Henn et al., 2011). Индивидуальные генетические различия бушменов сопоставляются с различиями европеоидов и монголоидов (Schuster et al., 2010). Вместе с этим, есть генетические данные, что в состав койсанов влились группы из Восточной Африки (Cruciani et al., 2002). Иногда генетическая удалённость бушменов от прочих людей в сочетании с их великой изменчивостью интерпретируются так, что бушмены представляются чуть ли не "живыми ископаемыми", фактически предками остальных людей. В частности, поиски центра возникновения человечества на основе определения зоны максимального генетического разнообразия привёл некоторых генетиков в выводу, что человеческий вид возник в области Намиба и Каоколэнда в юго-западной Анголе и северо-западной Намибии (Tishkoff et al., 2009). Такие заключения странны и могут объясняться лишь неразвитостью расоведения в современной зарубежной антропологии.

Как обычно, датировки расхождения предковых линий по генетическим данным намного превышают оценки, даваемые на основе изучения археологических и классических антропологических материалов. Например, дивергенция "койсанов" от прочих людей планеты по мтДНК и Y-хромосоме определялось в 90 тыс.л.н. (Behar et al., 2008; Shi et al., 2010); расхождение "койсанов", сандаве, хадза и пигмеев оценивалось более чем в 35 тыс.л.н. (Underhill et al., 2000); ответвление хадза от южных "койсанов" – в 55 тыс.л.н., а от сандаве – в 15-20 тыс.л.н. (Knight et al., 2003; Tishkoff et al., 2007, 2009; подробный обзор работ генетиков см.: Mitchell, 2010). Понятно, что 90 тысяч лет назад не было ещё даже современного вида человека и изоляция современных групп не может восходить к такой древности. Генетиков это не смущает, ибо они ориентируются на заявления, что современный вид возник 200 тысяч лет назад, а также на скорость мутаций.


http://antropogenez.ru/zveno-single/331/

Примечательней всего здесь Вилтон - варианты этой археологической культуры. В принципе, конечно, нельзя исключать принадлежность разных лингвистических и антропологических групп к одной культуре, но. кажется. Дробышевский забыл о хронологии: Вилтон (Уилтон) не древнее VIII тысячелетия до н.э. и происходит, скорее всего, от верхнепалеолитического восточноафриканского стиллбея. А это не позволяет синхронизировать койсанцев Южной Африки, коль скоро мы считаем их палеолитическими обитателями региона, только с уилтоном. Возможно, это одна из волн расселения весьма разнообразных койсанских групп. Тот же стиллбей встречается и в Южной Африке.

Костры инквизиции мало-помалу рассеивали тьму средневековья. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 2 [только новые]







Пост N: 1036
Зарегистрирован: 01.10.11
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.11.17 13:03. Заголовок: В-четвёртых, в Южной..



 цитата:
В-четвёртых, в Южной Африке известно как минимум две группы негрской расы, перешедших на язык и образ жизни койсанов. Это дама из северо-центральной части Намибии и "речные бушмены" из северной Ботсваны. И те, и другие говорят на языке кой и представляют ассимилированных скотоводами и собирателями земледельцев (Barnard, 1992).



А возможен такой вариант, что исходные койсанцы как раз таки наоборот негры (из Восточной Африки, где сандаве и хадза)?
А капоидная раса на юге Африки - это некие местные охотники-собиратели, перешедшие на языки пришлых аграриев?
А аграрный импульс части койсанцев дали какие-нибудь южные кушиты (к примеру)? И было это, конечно, до экспансии банту.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 10053
Зарегистрирован: 30.01.07
Откуда: Россия, СПб
Рейтинг: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.11.17 13:42. Заголовок: Сама по себе схема д..


Сама по себе схема деления африканцев на койсанцев и негроидов слишком условна. Поскольку банту пришли в Южную и прилегающую часть Африки поздно (не ранее I тысячелетия до н.э.), а человек в этом регионе жил десятки тысяч лет (если не сотни), придется распутывать все головоломки археологических культур региона: Форсмит, Питерсбург, Стиллбей, Хоуисон, Магози, Уилтон, Смитфилд. Все это соответствует целым эпохам верхнего палеолита и мезолита. Я понимаю, что палеолингвисты самоустранились от анализа палеолитических языковых семей под предлогом того, что самые древние современные семьи не старше 10-11 тысяч лет, но смена населения в ходе позднепалеолитических миграций могла сопровождаться не меньшими языковыми переменами, чем аналогичные события в голоцене.

Костры инквизиции мало-помалу рассеивали тьму средневековья. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  2 час. Хитов сегодня: 20
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



Создай свой форум на сервисе Borda.ru
Текстовая версия