On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
Дружественные ресурсы:
Человек и социум http://mogetbyt.forum24.ru

АвторСообщение
постоянный участник




Пост N: 2316
Зарегистрирован: 30.01.07
Откуда: Россия, СПб
Рейтинг: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.05.11 16:01. Заголовок: Михаил Суслов Игры патриотов: Военные фантазии в политической культуре России конца XIX – начала XIX


http://www1.ku-eichstaett.de/ZIMOS/forum/docs/forumruss11/a12suslov.pdf


 цитата:
На рубеже XIX – XX века в кругах российской интеллигенции, особенно
правого толка, преобладала кризисная, апокалипсическая картина мира, ко-
торая сложилась под влиянием растущей неуверенности в будущем и ощу-
щения непрочности настоящего. В периодической печати, политической
литературе и «салонах» господствовало разочарование в настоящем, на-
строения безнадежности и нравственной опустошенности. Особенно пес-
симистические и эсхатологические взгляды имели правые, консерваторы.
Это были в основном те «обездоленные», которые потеряли одновременно
надежду на реализацию своего политического идеала (после установлению
парламентаризма в России в 1905-1906 гг.), самоуважение к себе как к
«первому сословию», а также постоянно несли экономические потери как
землевладельцы в результате политики Витте.4 Свидетельства «революци-
онной ситуации» в умах консерваторов бесконечны. А. Вязигин, редактор
правого издания «Мирный труд», озаглавил сборник своих статей «В тума-
не смутных дней».5 Редактор «Нового времени», А. С. Суворин, в дневнике
предсказывал скорейший распад России.6 С. Ф. Шарапов, журналист неос-
лавянофильского направления, мрачно предсказывал конец «Петербургской
цивилизации», а с ней вместе, вероятнее всего, и «finis Russiae как
Russiae.»7
При таких повсеместно распространенных настроениях «маленькая по-
бедоносная война» выглядела закономерным выходом из невыносимого по-
ложения, а мечты о грядущих баталиях, «воображаемые войны» приобре-
тали сильнейший терапевтический эффект.8 Они примиряли и писателя и
его читателей с существующим строем и со своим положением в нем.9
Можно сказать, что воображаемая война - это особый род «опиума для на-
рода»10, применяемый для светских обществ. Не случайно на рубеже 19 –
20 веков она сделалась практически самостоятельным и широко распро-
страненным литературным жанром по всему миру.11
Оптимистические военные утопии, заканчивающие победой своей стра-
ны, изображают войну как период максимально полной и подлинной на-
родной и государственной жизни, когда существующие недостатки преодо-
леваются и страна открывает для себя истинные исторические пути.12 Пес-
симистические военные утопии, напротив, описывают поражение как зако-
номерный итог политических заблуждений и просчетов в настоящем и,
обыкновенно, набрасывают проект выхода из кризиса и возрождения «ис-
тинных начал». В любом случае, война как литературный прием имеет эс-
хатологический функцию, она маркирует конец старого времени и начало
«подлинной истории», заменяя в утопии сюжет о «демиурге – реформато-
ре», который создает порядок из хаоса.
Воображаемые войны связывают эсхатологию и утопию (дистопию) во-
едино13, наглядно показывая социальный идеал (или его противополож-
ность) в самый драматический для жизни социального организма момент –
во время войны. Этот прием позволят поместить как бы под увеличитель-
ное стекло достоинства или недостатки существующего социального уст-
ройства. Военные утопии, представляя собой некий промежуточный жанр
между эсхатологическим пророчеством и полноценной социальной фанта-
зией, действуют на эмоциональном и подсознательном уровне. Они, как
правило, неспособны последовательно и рационально описать программу
необходимых реформ, представляя историю как арену борьбы провиденци-
альных сил, интерпретируя политические события в терминах «возмездия,
чуда, массового искупления и воскресения».14 Однако, в условиях массовой
политики подобные фантазии, апеллирующие к народным чувствам и по-
литическим образам, могут оказаться довольно могущественным инстру-
ментом влияния на принятие государственно-важных решений.15 Поэтому
жанр воображаемой войны часто используется для иллюстрации желаемо-
го направления реформ, «как инструмент политики», будь то утопия или
дистопия, причем последняя, конечно же, пользуется большим успехом,
так как она пугает читателя картинами народных бедствий.16 Воображае-
мая война в этом случае играет роль deus ex machinа, интеллектуального
приема, с помощью которого утопист избегает развернутых описаний того,
как реализовать свой идеал. Вместо продолжительных и сложных реформ,
детализированных планов и пошаговых инструкций автор живописно ри-
сует батальные сцены, а в результате желаемый результат достигается сам
собой.
В военной дистопии пороки существующего строя обостряются при
приближении «последних дней» и являются настоящими причинами вой-
ны. В таком случае, батальное сочинение – это предупреждение, а не воин-
ственный клич. Классическое сочинение в этом жанре, «Битва у Доркинга»
сэра Чесни (1871) как раз является такой утопией-предупреждением о немецком
вторжении в Великобританию. Она показывает, как каким плачевным по-
следствиям, к какому позорному военному разгрому могут привести обще-
ственные пороки и государственные недостатки.18 Чаще всего такие утопии
создавались в стране – потенциальной жертве военного конфликта. В Вели-
кобритании, например, болезненно переживающей свою уязвимость в ус-
ловиях растущего могущества Германии, вслед за «Битвой у Доркинга»
появилось не меньше 23 литературных ответов на это сочинение19 и вели-
кое множество похожих опытов. Таким примером может послужить «По-
слание» А. Доусона (1907), описывающее сокрушительное поражение анг-
личан в войне с Германией из-за всеобщей апатии и эпикурейства в англий-
ском обществе. Самое интересное, однако, происходит потом. Начинается
эра «Возрождения», люди осознают и заново для себя открывают ценность
морального долга, аскетизма и простоты в быту. Они перестают употреб-
лять алкоголь и по всей стране закрываются пивные, экстравагантность в
одежде и поведении осуждается, как и недостаток патриотизма. Под лозун-
гами «За бога, расу и долг» происходит расцвет пуританизма, причудливо
соединившегося с имперским национализмом, и в конце концов возрож-
денная Великобритании сбрасывает с себя гнет немцев.20 Похожим образом
развивается утопия Х. Л. Росеггера «Гольфстрим» (1913). Проигрыш в вой-
не и революция, происходящие на фоне глобальной экологической катаст-
рофы (оледенение в Европе), помогли Германии обновиться. В итоге выжи-
ли сильнейшие, произошло естественное расовое очищение: «оледенение
спасло нас от морального и физического падения, и наш народ снова стал
аскетичным, сильным, скромным и счастливым».21 Т. Кэммерер в утопии
«Грядущая мировая война как предвестник всеобщего мира» (1909) пока-
зывает, как удачная война с Великобританией сплотила общество и поло-
жила конец декадентским настроениям, погоне за наслаждениями, лицеме-
рию, формализму и социал-демократическим идеям в немецком общест-
ве.22
Важно отметить, что по этому сценарию воображаемая война служит
средством развития фундаменталистской утопии, она поворачивает исто-
рию вспять, помогает установить в обществе традиционные, патриархаль-
ные, архаичные и религиозно ригористичные отношения. Закономерно то,
что фундаменталистские утопии и воображаемые войны возникают в од-
ном и том же интеллектуальном климате, в условиях радикальной модер-
низации, которая подрывает уверенность в себе и заставляет искать точку
опоры в прошлом.23 Этим объясняется тот факт, что в России воображае-
мые войны часто создавались для обоснования славянофильских утопий о
преобразовании страны в соответствии с принципами Московской Руси. В
этом случае, война для утописта есть нечто большее, чем решение внешне-
политических проблем. Она становится средством построения нового див-
ного мира, в частности, методом разрешения сугубо внутренних противо-
речий.
По этой интеллектуальной схеме развиваются утопии С. Шарапова. Рез-
ко, вплоть до цензурных неприятностей, критикуя политику правительства,
Шарапов на протяжении десятилетий доказывал благодетельность войны с
Германией. Он рисовал такую картину: соединенные силы Германии и Ав-
стро-Венгрии захватывают Россию до Волги, Турция оккупирует Кавказ,
Япония – Дальний Восток, Сибирь, Урал и Поволжье объявляют о созда-
нии самостоятельных государств. Автор пишет: «Казалось бы, это и будет
политической смертью нашей Родины. Но в сущности это станет только на-
чалом ее возрождения».24 Нашествие неприятеля возбудит угасший патрио-
тизм, вернет интеллигенцию в лоно национальной культуры, сплотит на-
род, «как рукой снимет… всякий социализм», возродится религия, окреп-
нет связь мужика и барина, утвердится идея славянского единства и, нако-
нец, ярче прежнего воссияют идеалы монархии. Из катарсиса войны и ис-
купительного национального унижения русский народ выйдет возрожден-
ным, Империя - обновленной и сильно увеличившейся на западе и юге, а
немцев будет ждать новый Грюнвальд.
По другому сценарию Шарапова Германия вторгается в Россию «по
Днепр», но на третьем месяце из-за перебоев с поставками продуктов и сы-
рья для заводов, германская «промышленная машина» не выдерживает
внутреннего напряжения и «разлагается».25 Кроме того, славяне Австро-
Венгрии целыми армиями сдаются в плен, не желая воевать против своих
братьев, а Франция и Великобритания открывают второй фронт. Первая ок-
купирует в Эльзас и Лотарингию, а вторая разбивает немецкий флот и де-
сантируется в колониях. Вскоре русские войска вступают в Берлин и не-
мецкое правительство капитулирует.26 Но помимо этого война имеет и соб-
ственное «благотворное» значение для России. Как и в Германии, в России
сокращается внешняя торговля, но для страны это настоящее благо. Им-
портные товары придется изготовлять самим, что приведет к развитию оте-
чественной экономики. Итогом станет укрепление экономической само-
стоятельности и процветание страны.27
Утопический очерк известного историка Д. И. Иловайского «Более три-
дцати лет спустя» (1897) показывает картину сокрушительного поражения
России от немецких войск. Здесь автор использует военный сюжет для то-
го, чтобы показать, какие пороки настоящего привели к катастрофе. По
мнению Иловайского, ахиллесовой пятой Российской империи было «заси-
лие» иностранного капитала. Он последовательно показал, как невыгодный
торговый договор с Германией 1894 года привел страну к обнищанию, под-
чинению немецким промышленникам и финансистам. Кроме экономиче-
ского кризиса он диагностирует упадок народного духа и нравов, а также
усиление «антигосударственных» элементов в лице евреев, немецких коло-
нистов, «гнилых либералов». В конце концов, тяжелое положение в эконо-
мике вынудило царя выступить против Германской империи. Россия сразу
оказалась в полной изоляции. Когда выяснилось, что против России подня-
лись Англия, Швеция, Япония, Греция, Румыния, не говоря уже о Германии
и двуединой империи, то ее давний союзник, Франция, предпочел не вме-
шиваться. К тому же, «пятая колонна» подготовила восстание против рус-
ских в Царстве Польском, а на Украине поддержку врагу оказывали евреи,
штундисты, украйнофилы и немецкие колонисты. Противник захватил гос-
подство на морях и овладел столицей, а на Дальнем Востоке сопротивле-
ние было сломлено японцами, немцами и англичанами. Бежавшее в Ниж-
ний Новгород правительство было вынуждено просить о мире. Россия ли-
шалась Финляндии, Привислинских губерний, Бессарабии, Волыни, Подо-
лии и русской Армении. Прибалтика получает права самой широкой авто-
номии. Разоренная войной страна вынуждена собирать 6 млрд. контрибу-
ции и подписать кабальный торговый договор, а пока – по Москве марши-
руют прусские гренадеры.28
Иловайский не только показывает, как не надо поступать, он сжато на-
брасывает штрихи к будущему процветанию страны. Очень показательна
логическая эквилибристика автора, делающего из поражения победу. Исто-
рик провозглашает «Петербургский период» российской истории закончен-
ным. Столица переносится в Москву, «недружественные окраины» отпада-
ют, народ сплачивается вокруг императора, «пятая колонна» выявлена, а
русский народ получил жестокий урок о том, что у него нет и не может
быть друзей за границей.
Несмотря на популярность военной дистопии, все же в России оптими-
стические сценарии войн преобладали,29 что типично для агрессивной, соз-
нающей свою мощь страны. В США, несомненном лидере по количеству
утопических сочинений на рубеже 19 – 20 вв., менее 2 процентов «полити-
ческой фантастики» предполагали возможность иностранного вторжения
на территорию Америки. Авторы американских воображаемых войн, буду-
чи хорошо адаптированными и успешными представителями высших клас-
сов, гордящиеся мощью своей страны, доводят ее в своих мечтах до напы-
щенного шапкозакидательства.30 Такова книга И. Донелли «Золотой фла-
кон» (1892), описывающая крестовых поход против монархий «Старого
Света» во имя принципов американской конституции, которые должны
быть провозглашены «на всех континентах и всех островах мирового океа-
на».31 Последняя битва этой драмы заканчивается поражение последнего
оплота зла - Российской империи, и вся Европа при полном сочувствии
простых трудящихся перестраивается по американскому образцу.32 Столь
же помпезно описываются победы американцев в романе С. У. Оделла «По-
следняя война. Триумф английского языка» (1898). Последняя война благо-
родной англо-саксонской расы с «полукровной расой подданных россий-
ского Царя-Папы» необходима, так как мир нуждается в «одном языке, од-
ной расе, одной системе управления и в единых законах».33 В результате
предсказуемой победы образуются Соединенные Штаты Мира, английский
язык становится обязательным, а изучение старых языков запрещается,
цветные расы «становятся на колени перед белым человеком и живут толь-
ко по его милости».34
Аналогичных сочинений в Америке на рубеже 19 – 20 веков было не де-
сятки, а сотни. В России же – всего несколько, поэтому не совсем коррект-
но говорить о какой-то особо злостной утопичности, воинственности и
мессианстве российской политической культуры. Как и в американских во-
енных фантазиях, российские утопии смакуют не просто прелесть победы
на поле брани и чудеса душегубительной техники, но превосходство своих
культурно-политических принципов, самых основ своей цивилизации. По-
этому такие утопии тоже имеют элемент фундаментализма; так, американ-
ские фантазии утверждают преимущества, вечность и всеобщую примени-
мость Конституции 1787 года, а российские – заветов старины глубокой:
православия и самодержавия.
Например, роман Н. Н. Шелонского «В мире будущего» (1892) повеству-
ет о том, как в России 2892 года, где люди живут большими патриархаль-
ными семьями на лоне природы, удалось примирить знание и веру, что вы-
звало необыкновенный технический прогресс и нравственное совершенст-
во вплоть до овладения телепатией и левитацией. Это позволяет российско-
му народу без труда, силами одной милиции разбить агрессора – погряз-
шую в капитализме, индустриализме и империализме Великобританию.
Фактически, Шелонский перенес в другую страну недостатки, которые он
видел в России, и довел их до фантастического предела. Правление в анти-
утопической Англии сосредоточено в руках финансовой аристократии, ко-
торая подкупила печать и правительство, а потому легко манипулирует
массами. Народ вынужден жить в смрадных мегаполисах, где обоснова-
лись нищета, преступность и разврат. Все усилия английского правительст-
ва «направлены к усовершенствованию всевозможных орудий разруше-
ния», поэтому, в конце концов, Англия начинает войну против мирной Рос-
сии и Франции. Но случайностям войны здесь нет места: по замыслу авто-
ра, это победа правды над ложью, а не летающих кораблей русских над
ржавыми посудинами англичан.



Костры инквизиции мало-помалу рассеивали тьму средневековья. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 5 [только новые]


постоянный участник




Пост N: 2317
Зарегистрирован: 30.01.07
Откуда: Россия, СПб
Рейтинг: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.05.11 16:02. Заголовок: Произведение А. И. К..



 цитата:
Произведение А. И. Красницкого «За приподнятой завесой» (1900) по-
священо подготовке к мировой схватке России с Западом. Автор, близкий к
панславистским кругам С.-Петербурга, считает, что «единственное из всех
племен в Европе, способное к жизни и прогрессу это славянское племя»,
которое должно стать опекуном прогнившей Европы.36 События в романе
развиваются таким образом: Россия снабжает Францию сверхмощными
подводными лодками, которые уничтожают английский флот. Победа над
Англией послужила толчком для всеобщей смуты: против Британской им-
перии восстали ирландцы, негры, буры, канадцы, австралийцы, китайцы,
индусы и афганцы. Немцы с венграми пошли войной на Австрию, датчане
выступили против немцев, норвежцы против шведов, португальцы против
испанцев; одним словом, разгорелась мировая война всех против всех: так
«дряхлое поколение само себя истребляло».37 При благожелательном уча-
стии России стал подниматься Китай, уставший от постоянных унижений
со стороны европейцев. В русском народе он, однако, встретил не врага, а
друга и брата, тоже много выстрадавшего от коварного Запада. Параллель-
но раскручивается «амурно-политический» сюжет романа. Внучка прави-
теля России, ревностная христианка, приносит себя в жертву родине, вы-
ходя замуж за мусульманина Мурад-пашу – лидера партии реформ в Тур-
ции. Россия помогает ему встать во главе государства, а тот соглашается
перенести столицу империи в Мекку. Вся европейская часть Турции вместе
с Константинополем и проливами без единого выстрела переходят к Рос-
сии. В то же самое время славянский съезд постановляет «влиться в рус-
ское море».38 Образуется славянская империя, берущая в опеку все челове-
чество.
Уделяя много внимания тонкой дипломатической игре и военно-техниче-
скому потенциалу страны, Красницкий все же делает акцент на моральном
превосходстве славян над западными европейцами. Победа России пред-
ставлена как закономерная плата по давним счетам, причем Империя вы-
ступает представителем интересов всего Востока и даже всего неевропей-
ского мира перед заносчивым соседом, исторические дни которого уже со-
чтены.
Для Ф. А. Витберга, автора публицистического сочинения «Политиче-
ские мечты русского патриота» (1904), война тоже является противостояни-
ем мировоззрений и цивилизаций, а не решением конкретных политиче-
ских задач. Россия живет идеями и моральными ценностями, а Запад – мер-
кантильными расчетами, отсюда и извечный между ними антагонизм и вза-
имное непонимание. Главный враг России, по мысли Витберга, не воюю-
щая в этот момент против Империи маленькая Япония, которую разбить
будет, конечно же, делом нетрудным, а Соединенные Штаты, этот «про-
мышленный Наполеон», средоточие капитала. Вскоре, предсказывает ав-
тор, мир разделится на атлантический военный блок и континентальный. К
первому, возглавляемому Америкой, присоединится Великобритания, Ка-
нада и Южная Америка. На сторону России встанет Франция, Германия,
Бельгия, Голландия, Дания, Швеция и Норвегия. Чем же закончится эта
война? «… При столкновении истинно-нравственных, божественных начал
всеобщего братства и мира, провозглашаемых и защищаемых нами, и ко-
рыстных, хищнических начал капитализма и промышленного господства…
победа должна остаться за нами».39 Но мировая война на этом не заканчи-
вается. С падением Англии и США международное равновесие изменяется
в пользу Германии. Индия распадается на множество владений и переходит
под покровительство Германии и Франции. Китай и Корея становятся рус-
скими доминионами. Заключительным актом этой исторической драмы бу-
дет противостояние «славянства» и «германства», которая естественным
образом закончится установлением господства России над всем миром.40
Некий Петр Р-цкий в работе «Война “Кольца” с “Союзом”» (1913) со
знанием дела рассказывает о ходе военной кампании против Германии.
Формальным поводом для войны послужил вооруженный конфликт между
Грецией и Болгарией. На первом этапе побеждал Тройственный союз, к ко-
торому присоединилась Швеция. Благодаря слаженности своего механизма
мобилизации Германия вторглась в Привислинский край, юго-восточную
Бельгию, Люксембург и Данию. Однако противники не учли такой козырь
Антанты, как авиацию. 150 русских аэропланов обеспечили господство в
воздухе и исчерпывающую информацию. Вскоре немецкое наступление
выдохлось, и постепенно русские освободили Царство Польское и захвати-
ли Восточную Пруссию. Одновременно русские разбили немецкий и швед-
ский флот на Балтике, и совместно с англичанами высадили десант в Ют-
ландии. Завершающий аккорд: флот Антанты истребил немецкую армаду,
русская армия подошла к Берлину, блокада подорвала экономику Тройст-
венного Союза. Через несколько месяцев после начала войны Германия за-
просила мира.41
Характерная для панславистов и неославянофилов германофобия имеет
не только геополитическое, но и важное символические измерения. Они
видели в войне с Германией выражение национального самосознания рус-
ского народа, которому давно пора сбросить с себя иноземное культурное
иго, наложенное на страну Петром, и закончить «ученический», петербург-
ский период русской истории. Воображаемая война для них была не столь-
ко войной с Германией, сколько войной за утверждение высокой ценности
собственной национальной культуры, за русскую национальную идентич-
ность. Порой война с Германией или с Великобританией приобретает чер-
ты глобального противостояния цивилизаций, а, в конечном счете, – добра
и зла, но более конкретное значение воображаемой войны заключается в
описании модели нового «воображаемого сообщества».42 Консолидация на-
ции, пан-национального (например, всеславянского) или имперского сою-
за часто является результатом литературной войны.
Не слишком эффективные в качестве конкретной программы действий,
проекты воображаемых войн выполнили свою задачу в качестве эсхатоло-
гических пророчеств. Создаваемые в огромных количествах, визионерские
войны рубежа XIX – XX вв. подготовили общественное сознание для вос-
приятия мысли о необходимости и неизбежности решающего столкновения
великих держав. Утвердилось положительное или нейтральное отношение
к самой войне, готовность принять как победу, так и поражение ради кар-
динальной перестройки фундамента общества. Поэтому воображаемые
войны обладали огромным революционным потенциалом; они настойчиво
убеждали читателя, что после войны все будет по-другому, гораздо лучше.
Милитаристы-визионеры «запустили» главный движущий механизм уто-
пии – «принцип надежды»43, но не смогли ввести его в жесткие рамки ра-
циональных программ, они лишь выпустили на свободу демона разруше-
ния, и не смогли с ним совладать. Мировая война, которую увлеченно вооб-
ражали все недовольные социальные слои и предвкушали реваншисты,
фундаменталисты и националисты в России и Европе в течение последних
30-40 лет, в августе 1914 года стала реальностью.



Костры инквизиции мало-помалу рассеивали тьму средневековья. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 2513
Зарегистрирован: 30.01.07
Откуда: Россия, СПб
Рейтинг: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.06.11 11:36. Заголовок: Собственно, буквальн..


Собственно, буквально каждая фраза требует пространного комментария. Вот например:


 цитата:
Самое интересное, однако, происходит потом. Начинается
эра «Возрождения», люди осознают и заново для себя открывают ценность
морального долга, аскетизма и простоты в быту. Они перестают употреб-
лять алкоголь и по всей стране закрываются пивные, экстравагантность в
одежде и поведении осуждается, как и недостаток патриотизма. Под лозун-
гами «За бога, расу и долг» происходит расцвет пуританизма, причудливо
соединившегося с имперским национализмом, и в конце концов возрож-
денная Великобритании сбрасывает с себя гнет немцев.



А что? Где-нибудь и когда-нибудь отказ от употребления пива приводил к национальному возрождению? А тем более к реваншу в мировой войне?
Кстати, заря британского империализма - конец XVII века - характеризуется повальным пьянством.

Костры инквизиции мало-помалу рассеивали тьму средневековья. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 236
Зарегистрирован: 20.04.09
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.06.11 17:51. Заголовок: Кстати, заря британс..



 цитата:
Кстати, заря британского империализма - конец XVII века - характеризуется повальным пьянством.


А могильщиком его стал алкоголик, не выпуcкающий из рта сигару...

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 2516
Зарегистрирован: 30.01.07
Откуда: Россия, СПб
Рейтинг: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.06.11 19:03. Заголовок: Просто есть люди, ко..


Просто есть люди, которые хотят кого-нибудь заставить делать именно то, что этот кто-то не хочет (и тем самым утвердиться как "власть" - хотя бы "пятая" - идеологическая).
А все остальное - лирика.

Костры инквизиции мало-помалу рассеивали тьму средневековья. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 2517
Зарегистрирован: 30.01.07
Откуда: Россия, СПб
Рейтинг: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.06.11 19:07. Заголовок: Но помимо этого вой..




 цитата:
Но помимо этого война имеет и соб-
ственное «благотворное» значение для России. Как и в Германии, в России
сокращается внешняя торговля, но для страны это настоящее благо. Им-
портные товары придется изготовлять самим, что приведет к развитию оте-
чественной экономики.


Собственно, подобные тенденции просматривались. Особенно в кинематографии (русская кинематография в 1915-1917 переживает настоящий расцвет). Другое дело. что для автаркии нужные ресурсы, и горе стране (Германии), если таковых нет.

Костры инквизиции мало-помалу рассеивали тьму средневековья. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  2 час. Хитов сегодня: 17
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



Создай свой форум на сервисе Borda.ru
Текстовая версия