On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
Дружественные ресурсы:
Человек и социум http://mogetbyt.forum24.ru

АвторСообщение
постоянный участник




Пост N: 11252
Зарегистрирован: 30.01.07
Откуда: Россия, СПб
Рейтинг: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.05.19 13:03. Заголовок: Статистика мусульман


Познания среднестатистического немусульманина о мусульманстве и его разновидностях крайне элементарны. Человек европейской культуры еще может отличить шиита от суннита, но что такое сунна объяснить вряд ли сможет. Аналогии с христианством не работают. Суннизм не только не равен, но и приблизительно не равен католицизму, а шиизм совершенно не похож на протестантоизм (православие вообще сюда не относится).

Из 1,5 млрд. мусульман (по состоянию на 2015 год) к суннитам относит себя 1262 млн. (подсчеты автора с учетом % атеистов в мусульманских странах по опросам Гэллапа), а еще 246 млн. (16,3%) - несунниты (шииты, хариджиты и маргинальные мусульманские культы).

Сунниты делятся на 4 мазхаба.

Мазхаб — широко распространённый исламский термин, которым в богословской литературе обозначают учение, доктрину, толк, школу или способ прохождения мистического пути (в суфизме). Наиболее устоявшееся значение — богословско-правовая школа.

К настоящему времени среди суннитов, которые составляют абсолютное большинство мусульман мира, распространение имеют четыре канонические школы права: ханафитский, маликитский, шафиитский и ханбалитский мазхабы. Несколько суннитских мазхабов (захиритский, аузаитский и др.), которые в прошлом доминировали в различных частях исламского мира, ныне почти полностью исчезли. У наиболее многочисленного шиитского течения двунадесятников распространён джафаритский мазхаб (государственная правовая система Ирана). У других шиитских течений (зейдиты, исмаилиты) имеются свои собственные богословско-правовые школы. У малочисленного течения ибадитов (большинство населения Омана), которые не причисляют себя ни к суннитам, ни к шиитам, также имеется свой, отличный от других мазхаб.

Несмотря на то, что основа исламского законодательства — Коран, между мазхабами существуют некоторые разногласия по второстепенным вопросам. Эти разногласия в основном исходят из второго по важности источника исламского права — хадисов Мухаммеда. Так как мазхаб является мнением одного или группы учёных-богословов, до них могли не дойти некоторые из хадисов, на основе которых представители другого мазхаба могут вынести отличное от их решение, либо (чаще) они эти хадисы рассматривают в качестве недостоверных. Однако следует отметить то, что в основе исламских знаний между мазхабами нет никаких разногласий.


статья и карта суннитских мазхабов - https://ru.wikipedia.org/?oldid=99615250

Статистика численности суннитских мазхабов (рассчитана мной по оценкам населения и конфессионального состава стран мира на 2015 год):

ханафиты (мазхаб основан в VIII веке в Куфе) - 562 млн. приверженцев (44,5% суннитов).
шафииты (мазхаб основан в IХ веке) - 366 млн. приверженцев (29% суннитов).
маликиты (мазхаб основан в VIII веке в Медине) - 297 млн. приверженцев (23,5% суннитов).
ханбалиты (мазхаб основан в IХ веке в Ираке) - 24 млн. приверженцев (1,9% суннитов).

Остальные 13 млн. суннитов проживают в странах Запада и трудноклассифицируемы.

Костры инквизиции мало-помалу рассеивали тьму средневековья. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 6 [только новые]


постоянный участник




Пост N: 11253
Зарегистрирован: 30.01.07
Откуда: Россия, СПб
Рейтинг: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.05.19 13:17. Заголовок: Также в IX-XV веках ..


Также в IX-XV веках в Ираке, Иране и Испании доминировал захиритский мазхаб. В XVI веке полностью исчезает.

В VIII-XI веках в Сирии доминировал аузатский мазхаб. Также исчез.

В IX-X веках в Табаристане получил распространение джариридский мазхаб. Исчез.

В VIII-X веках в Египте получил распространение лайситский мазхаб. Исчез.

В VIII-XI веках в Испании получил распространение сауритский мазхаб. Вытеснен маликитским.

Костры инквизиции мало-помалу рассеивали тьму средневековья. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 11254
Зарегистрирован: 30.01.07
Откуда: Россия, СПб
Рейтинг: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.05.19 13:24. Заголовок: Таким образом, мазха..


Таким образом, мазхаб как суннитское явление (хотя есть и шиитские мазхабы, но они не пересекаются с суннитскими) появляется в VIII-IX веках, но разнообразие богословско-правовых школ уменьшается к 1500 году, и с тех пор в суннитской среде сохранились только 4 мазхаба, более менее четко дифференцированные по географическому принципу: шафииты - по берегам Индийского океана, кроме Индостана, маликиты - Северная и Западная Африка. Ханафиты - Азия и Восточная Европа.

Костры инквизиции мало-помалу рассеивали тьму средневековья. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 11341
Зарегистрирован: 30.01.07
Откуда: Россия, СПб
Рейтинг: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.06.19 15:12. Заголовок: Теперь шииты. Это н..


Теперь шииты.

Это ни в коем случае не "протестанты ислама" (как называют их иногда невежественные обозреватели). Хотя бы уже потому, что шиизм возник не после суннизма (в качестве реакции на него), а одновременно с суннизмом - в первые десятилетия ислама. К 700 году оба течения уже сформировались, однако их регионализация (распределение по известным местностям с преобладанием среди мусульман суннитов или шиитов) наметилась только в X-XI веках.

В настоящее время насчитывается семь основных разновидностей шиитов:

имамиты - 154 млн. в 2010 году (распространены в Иране, Ираке, Азербайджане, Афганистане, Пакистане).
исмаилиты - 23 млн в 2010 году (распространены в Иране, Бадахшане, Индии, Сирии и Саудовской Аравии).
Аль-илахи - 16 млн. в 2010 году (распространены среди курдов Ирака и Ирана)
зейдиты - 8 млн. в 2010 (некогда были основным течением в Магрибе и мусульманской Испании после XI века, но сейчас в основном Йемен).
нусайриты, они же алавиты - 3 млн. в 2010 году (Сирия, Ливан и Турция)
шейхиты - 2 млн. в 2010 (распространены по берегам Персидского залива)
друзы - 1 млн. (распространены в Сирии, Ливане, Израиле).

В VIII-IX вв. существовало небольшое шиитское течение кайсаниты.

Костры инквизиции мало-помалу рассеивали тьму средневековья. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 11342
Зарегистрирован: 30.01.07
Откуда: Россия, СПб
Рейтинг: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.06.19 15:46. Заголовок: Общеизвестно, что ши..


Общеизвестно, что шииты и сунниты друг друга в гробу видали, но вдобавок к этому различные шиитские течения также недолюбливают друг друга, и хотя имамиты составляют главную часть шиитов (74%), никакого авторитета среди прочих шиитов у них нет. Отдельный вопрос - соответствие доктрины различных шиитских течений религиозной доктрине ислама (которая по большей части ассоциируется с простым суннизмом).

Имамиты и алавиты сближаются с имамитами, но первые ближе к исмаилитам. Отличительной чертой всех шиитов является убеждение в том, что руководство мусульманской общиной должно принадлежать имамам — назначенным Аллахом, избранным лицам из числа потомков пророка, к которым они относят Али ибн Абу Талиба и его потомков от дочери Мухаммада Фатимы, а не выборным лицам — халифам. Шииты критично относятся к халифату первых трёх халифов Абу Бакра, Умара и Усмана. Так как Абу Бакр был избран небольшим числом сподвижников, Умар был назначен Абу Бакром, а Усман был избран из шуры (совета) из шести претендентов, которых назначил Умар с такими условиями, что избрание кого-либо, кроме Усмана, не было возможным. По мнению шиитов, избрание руководителя — имама мусульманской общины, подобно избранию пророков, является прерогативой Аллаха.

Имамитское вероучение сводится к пяти «корням», или «основам» (усуль ад-дин): учение о единобожии; вера в божественную справедливость; признание пророческой миссии Мухаммеда и предшествующих пророков; вера в потустороннюю жизнь, Судный день и воскрешение; учение об имамате. Первые четыре догмата, в сущности, во многом совпадают с суннитскими представлениями (есть некоторые различия в понимании божественной справедливости). Но имамитская доктрина имамата радикально отличается от суннитской теории халифата. В основе доктрины лежит вера в божественную природу имамата, в скрытое существование имама и в его возвращение, с которым имамиты связывают надежды на раскрытие истинного смысла Корана и на установление на земле идеального порядка, заложенного в божественной справедливости. Имамитские идеологи, опираясь на доктрину имамата, пытаются доказать, что новое «исламское правление» — это путь к реализации божественного установления, к восстановлению справедливости. Религиозная практика незначительно отличается от практики суннитов. Среди них широко распространен культ «мучеников», к которым они причисляют 12 имамов, и в первую очередь Хусейна, внука пророка Мухаммеда. Паломничество к могилам «мучеников» и «святых» в Неджеф, Кербелу и другие места — важный и обязательный элемент религиозной практики.

Исмаилиты в отличие от имамитов и алавитов последовательно признают семь имамов до Джафара ас-Садыка, но после него возводят имамат не к Мусе аль-Казиму, а к другому сыну Джафара — Исмаилу, который умер раньше своего отца.

Аль-илахи - религиозная группа крайне шиитского мистико-гностического толка, основанная Султаном Сахаком в конце XIV века. Вместе с другими, еретическими с точки зрения ислама течениями, бытующими у курдов, их иногда включают в условную группу под названием «язданизм». Аль-илахи также обнаруживает сходство с сирийской религиозной группой алавитов, с которой это течение объединяется в группу «гулат» — шиитов, обожествляющих Али ибн Абу Талиба или его потомков. В основе вероучения аль-илахи лежат представления о последовательном воплощении божества, реинкарнации и достижении спасения через самосовершенствование под руководством духовного наставника.

Несмотря на то, что зейдитов относят к шиитам, во многих вопросах их учение схоже с суннизмом. В вопросах догматики зейдиты заняли позицию, наиболее лояльную к суннитскому исламу. В противоположность остальным шиитам, зейдиты не признавали учения о скрытом имаме, о «благоразумном скрывании» своей веры (такия), отвергали антропоморфизм и учение о безусловном предопределении. В богословии зейдиты следуют мутазилитам.

Алавиты - представители особой религии, которую можно рассматривать и как эзотерическое ответвление персидского направления ислама и даже шиизма, с которым алавитов объединяет культ зятя и двоюродного брата пророка Мухаммеда Али. Некоторые мусульманские теологи (например, последователи знаменитой фетвы (толкования/взгляда на проблему) Ибн Таймийи считают, что алавиты откололись от шиизма и отошли в своих взглядах и религиозной практике от доминирующих исламских направлений так далеко, что во многом потеряли право считаться частью ислама вообще, превратившись в особую религию — смесь ислама, христианства и доисламских восточных верований («джахилия»).

Главная идея шейхизма состоит в неизбежности скорого пришествия мессии — скрытого имама махди, который уничтожит распространившуюся на земле несправедливость, а также появление человека, которого шейхиты называют «вратами» — «баб» — посредником между махди и людьми. Шейхиты отрицают воскресение тленного тела человека после смерти, полагая, что воскреснет другое, нематериальное тело, которым также наделён человек.

Наконец, друзы (появившиеся в XI веке) некоторыми исламоведами также не относятся к собственно мусульманам в узком смысле слова. Среди западных и российских («ленинградская школа») востоковедов существовала и альтернативная типология друзов, согласно которой они не являлись самостоятельной религией, а были суфийским орденом в рамках исмаилитского направления ислама. Отмечалось, что в Сирии друзы в разговорах с иноверцами предпочитают называть себя мусульманами, а в Израиле — самостоятельной религией. Друзы принимают учение о переселении душ. По мнению друзов, существует ограниченное количество душ, которые переходят из одного тела в другое в момент смерти. Для души определены понятия, близкие к понятию кармы, сама душа при этом, возникнув от искры вечной воли, бессмертна. Все деяния души в течение всех её перевоплощений будут учтены на Страшном Суде. Учение о переселении душ служило важным фактором в морально-психологической подготовке знаменитой друзской кавалерии (британские вооружённые силы настаивали на формировании друзских эскадронов для своей армии даже во время Второй мировой войны). Так как душа возрождается в новом теле, то смерть не является пугающей для друзских бойцов, которые шли в атаку со знаменитым возгласом «Во чреве матери» (я вновь появлюсь). Под вопросом остаётся наличие души у женщины. Ряд источников утверждает, что согласно друзским верованиям у женщин бессмертной души нет, однако более достоверные источники сообщают, что друзы полагают, что душа по своей сути беспола, а следовательно, может возрождаться как в мужском, так и в женском теле. Это нашло отражение в ливанской школе психоанализа. Доктрина Танасух находит своё отражение в друзской литературе и фольклоре, где как литературный приём часто используются воспоминания о предыдущих жизнях лирического героя. Очень часто описывается лирический герой, проживающий множество жизней.

Таким образом, некоторые течения шиизма далеко выходят за пределы собственно ислама. И если уж кого считать "протестантами" (т.е. требующими "возрождения" "исконной религии"), то на их роль больше претендуют сунниты (особенно после XIV века, когда мусульманская философия выхолостилась).

Костры инквизиции мало-помалу рассеивали тьму средневековья. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 1153
Зарегистрирован: 01.10.11
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.01.20 08:48. Заголовок: ВЛАДИМИР-III пишет: ..


ВЛАДИМИР-III пишет:

 цитата:

Теперь шииты.


Реально ли вообще определить их точную демографию? Например, по тому же Пакистану проценты прыгают (см. английскую википедию).

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 11633
Зарегистрирован: 30.01.07
Откуда: Россия, СПб
Рейтинг: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.01.20 18:31. Заголовок: Переписи тоже не все..


Переписи тоже не всегда адекватны. В Иране должно быть больше суннитов, а в арабских странах - больше шиитов. Примерные оценки демографов и религоведов: 90 к 10 в пользу суннитов.

Костры инквизиции мало-помалу рассеивали тьму средневековья. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  2 час. Хитов сегодня: 9
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



Создай свой форум на сервисе Borda.ru
Текстовая версия