On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
Дружественные ресурсы:
Человек и социум http://mogetbyt.forum24.ru

АвторСообщение
ВЛАДИМИР-III
постоянный участник




Пост N: 4253
Зарегистрирован: 30.01.07
Откуда: Россия, СПб
Рейтинг: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.10.12 19:13. Заголовок: Люди, книги, фильмы (продолжение)


Здесь предлагаю размещать краткие аннотации (отзывы) по поводу известных личностей и результатов их деятельности (например, книг и фильмов). В идеале - состоящих из одной фразы.

Костры инквизиции мало-помалу рассеивали тьму средневековья. Спасибо: 0 
Профиль
Ответов - 300 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 All [только новые]


ВЛАДИМИР-III
постоянный участник




Пост N: 8934
Зарегистрирован: 30.01.07
Откуда: Россия, СПб
Рейтинг: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.06.16 08:33. Заголовок: Идея создания "с..


Идея создания "совершенного человечества" весьма интересно развернута у Гвербера в "Звездной бабочке". Фабула: большая група энтузиастов (144000) отправляется на огромном вращающемся космическом корабле к ближайшей обитаемой планете (разумеется, Гвербер не был бы французом, если бы не занял от 30 до 50% места любовью по новофранцузски: герой делает героине гадость, а потом долго замаливает "грехи" и в конце концов прощен!) Но интересно не это. Поскольку лететь 1000 лет, то создают некое новое совершенное общество: отбирают неконфликтных, умных, образованных, здоровых людей, атеистов к тому же: "Вслед за этим напомнили о себе и руководители религиозных конфессий. Шокированные сообщением о том, что среди 144 000 пассажиров нет ни одного священника, они, в свою очередь, стали настаивать на присутствии в составе команды корабля представителя от каждой конфессии". И что происходит? Уже через несколько месяцев - первое убийство (он ее полюбил, она его нет - попробуйте разрешить это противоречие!) А законов нет. Никаких. Считалось, что в совершенном обществе полиция не нужна. Потом - мятеж. Часть (небольшая) бежит назад на спускаемой "шлюпке". И т.д.


 цитата:
Эло-2 похоронила отца рядом с матерью. Над его телом она посадила абрикосовое дерево. Во время церемонии прощания женщина сказала только, что он был хорошим отцом, потому что до самого конца рассказывал ей истории, заставлявшие ее мечтать. Если бы у нее потребовали дать краткое определение Ива-1, она бы ответила так: «Это человек, который умел своими рассказами заставить других мечтать и который смог превратить одно из таких мечтаний в реальность».
У Эло-2 не было детей, поскольку она предпочитала сексуальные связи с женщинами. Род Ива и Элизабет продолжили ее брат с сестрой — Эли-1 и Эла-1. Внутри вращающегося Цилиндра при силе тяжести 1,010 появлялось все больше молодых представителей нового поколения. Они были ниже своих родителей и чуть менее здоровыми из-за жизни в замкнутом пространстве. Отсутствие ветра, дождя, холода и жары превращало их в создания, чувствительные к любым переменам окружающей среды. Именно в это время Джослин-1, тоже сильно постаревшая, в память о мире Земли установила четкие времена года. Год был разделен на четыре части: мягкую весну, жаркое лето, мягкую осень и холодную зиму. Джослин предложила не только изменять температуру, но и менять цвет искусственного солнца. Зимой оно испускало лучи с оттенком синевы. Летом его свет становился более желтым. По инициативе мэра началась кампания по устройству досуга, занятий спортом и играми, которые должны были развивать интеллект и ловкость. Тем самым искусственно создавались условия для внутривидового соперничества.
Джослин-1 предложила построить еще более масштабную библиотеку, в которой каждый сможет оставить свои письменные воспоминания о старой Земле, если когда-нибудь у него возникнет такое желание. Это стало ее последней большой стройкой. Вскоре Джослин-1, а также Каролина-1 и Адриан-1 умерли. От первоначальной команды руководителей в живых не осталось никого. Только в особом углу кладбища теперь бок о бок росли оливковое дерево, яблоня, абрикосовое дерево, к которым в свою очередь суждено было присоединиться смоковнице, ореху и каштану.
«Звездная бабочка» по-прежнему скользила в пустоте космоса, безразличная к судьбе крошечных паразитов, суетящихся внутри ее длинного цилиндрического туловища.
59. СОЧЕТАНИЯ ХИМИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ
Яблоня, посаженная над могилой мореплавательницы, превратилась в большое роскошное дерево с толстым крепким стволом и громко шелестящей листвой. Календарь на фронтоне здания мэрии показывал следующую дату: 60-й год, 5-й месяц, 13-й день. Это была эпоха расцвета людей, которых уже стали называть третьим поколением. Представители первого поколения следовали моде на пеструю одежду с орнаментом в виде цветов или бабочек. Второе поколение, возможно, из чувства противоречия, предпочитало пастельные тона и орнамент из линий и квадратов. Наконец, третье поколение решительно обратилось к черному и белому цветам, когда единственным украшением служили изображения светлых звезд на черной одежде и темных планет — на белой.
Кладбище на плато превратилось во фруктовый сад, а на соседнем плато уже появилось второе место для захоронения умерших. Городок Парадиз постепенно разрастался: появлялись предместья из небольших индивидуальных усадеб, оживляемых узкими полосками садов. Людям все меньше нравилось жить в одном доме бок о бок с многочисленными соседями, а на дверях вновь появились замки — свидетельство возврата к частной жизни после определенного порыва к коллективизму.
Только вечерами обитатели «Звездной бабочки» вновь собирались в толпы, втискивались внутрь модных заведений и танцевали под оглушительные раскаты музыки с рваным ритмом. Это называлось «коллективными трансами», во время которых все присутствующие прыгали в унисон. Телевидение перешло от прямых трансляций спектаклей, идущих в амфитеатре, к производству собственных художественных фильмов. Последние оказались жестокими, как будто у людей возникла естественная потребность как-то излить из себя накапливавшуюся внутри злобу. В области гастрономии царила мода на острую еду, поэтому поля горчицы, стручкового красного и зеленого перца занимали все большие площади.
Между тем Зоя-27, молодая женщина, сменившая Джослин-1 на посту мэра, не обладала ни ее авторитетом, ни ее лидерскими качествами. Страстная поклонница плотских удовольствий, она почти не бывала в мэрии и занималась лишь организацией оргий и празднеств, мотивируя их необходимостью борьбы со скукой. Из наблюдений за муравьями Зоя-27 вынесла только идею «Каждый делает то, что ему нравится». И после периода порядка, продолжавшегося по инерции даже после смерти основателей проекта, наступило время вседозволенности, Чтобы не осложнять всем жизнь, суды больше не приговаривали нарушителей закона к наказанию, довольствуясь публичным покаянием последних. Тюрьмы были открыты, и заключенные выпущены на свободу во имя всеобщего согласия. Лишь трое детей Ива и Элизабет — Эли-1, Эло-2 и Эла-1 — пытались бить тревогу, однако быстро заслужили репутацию зануд. А такое прозвище в эту эпоху развлечений, почти обязательных для каждого, превратилось в страшное оскорбление. Ассамблея же мудрых никак не реагировала на происходящее.
Поскольку, следуя принципу «Каждый делает то, что ему нравится», никто больше не хотел исполнять тяжелую работу, урожаи стали более чем скромными, и возникла нехватка продовольствия. Именно в этот момент на сцене появился некий Люк-бб. Он сколотил банду из молодых людей и занялся кражами имущества из домов горожан. Преступники выбивали дверные замки ударами железных ломов или проникали внутрь через открытые окна. В итоге Люка-66 арестовали, поскольку какие-то остатки полиции еще сохранялись, но быстро отпустили на свободу, как только он принес публичное покаяние. Тогда негодяй понял, что нужно действовать более дерзко. Он вновь собрал вооруженную шайку и разорил город Парадиз. Бандиты взяли мэра и нескольких членов Ассамблеи в заложники, убив кое-кого из их коллег, чтобы продемонстрировать серьезность своих намерений. Эта насильственная акция вызвала шок у горожан. Многие уже были готовы подчиниться требованиям преступника. Люк-66 едва не захватил власть, но Эло-2, которой на тот момент было шестьдесят лет, смогла быстро собрать свою группу вооруженных людей и помешать бандитам. С этого момента численность обоих отрядов синхронно возрастала. Сторонники Люка-бб против сторонников Эло-2.
Война между двумя группировками продолжалась много недель. К своему великому удивлению, члены обеих армий получали удовольствие от убийства себе подобных. Это было гораздо лучше Карнавала. Они несли смерть другим людям с еще большим восторгом потому, что таким образом вызывающе пренебрегали самым сильным запретом, имевшимся в обществе. Защита порядка или защита вседозволенности отныне служила лишь предлогом для того, чтобы дать выход своим инстинктам.
Они убивали с помощью луков и стрел, копий, пращей с камнями, иногда — с помощью кулаков. Очень скоро мэры приняли древний земной титул, точное значение которого было забыто, — король. Так в Цилиндре появились Эло-2, престарелая королева Парадиза, и Люк-66, молодой король Преисподней. И к своему огромному изумлению, Эло-2 обнаружила в себе таланты стратега и полководца, о которых она никогда бы не смогла догадаться, если бы обстоятельства к этому ее не принудили. Война стала казаться ей партией в шахматы. Тот, кто первым додумается до идеи ночных нападений, укрепляет свою позицию по отношению к противнику. Тот, кому первому придет в голову использовать группы велосипедистов для проведения более стремительных и концентрированных атак, получает новое преимущество. Противникам казалось, что они все изобретают впервые: отправку диверсионных групп, взятие вражеских солдат в плен, захват заложников, использование шпионов, применение пыток, подстрекательство к измене.
Сотни людей на велосипедах — разновидность легкой механизированной кавалерии — стремительно атаковали построившихся в линии стрелков. Отряды вооруженных велосипедистов нападали друг на друга. Появились окопы. В некоторые моменты линия фронта продолжалась и по ту сторону неба, то есть позиции одной армии образовывали замкнутую окружность, противостоящую такому же бесконечному кольцу вражеских сил.
Этот первый всеобщий конфликт унес более десяти тысяч жизней. Символ эпохи: умерших больше не хоронили по отдельности. Ради удобства каждая из сражающихся сторон сваливала всех своих погибших в одну большую яму. Истощив силы, оба монарха в конце концов заключили мир и воздвигли в Цилиндре частокол, обозначавший демаркационную линию. По одну его сторону оказалась территория, столицей которой был Парадиз, по другую — земли, управлявшиеся из городка под названием Преисподняя.
К счастью, капитан, управлявший полетом «Звездной бабочки», всегда оставался на своем посту, а корабль с длинными позолоченными крыльями, наполненными светом, продолжал плыть вперед и по-прежнему, несмотря ни на что, держал курс на три тусклых огонька. По мере удаления от Солнечной системы свет родной звезды становился все слабее. Два-три астероида, столкновения с которыми избежать не удалось, проделали новые дыры в больших парусах из майлара. «Бабочка» стала потихоньку терять скорость: 2,5 миллиона, затем 2,2 миллиона километров в час.
60. 1000 ЛЕТ СОЗРЕВАНИЯ
После войны — мир. После мира — вновь война. Интервалы составляли всего несколько десятков лет: время, достаточное для того, чтобы забыть ужасы войны и доводы в пользу мира. Установилась мода на одежду типа камуфляжной военной формы зеленых тонов с изображением листьев в качестве орнамента. Это стиль был характерен как для мужчин, так и для женщин. Макияж следовал тому же образу мыслей.
Разведение домашних животных прекратилось, урожаи упали, и население столкнулось с нехваткой продовольствия и последствиями плохого питания. Люди стали еще более хилыми. Но, как ни парадоксально это звучит, государства, нуждаясь в новых солдатах, которых можно было бы посылать на убой, призывали женщин производить на свет многочисленное потомство во имя целей священной войны. Больше детей — меньше пищи, больше солдат — меньше крестьян; именно по такой спирали и исходя из такой логики развивалась история человечества в Цилиндре. Тех, кто выступал за всеобщее согласие и возвращение к мирному труду на полях, поднимали на смех. Страсть к войне заполонила сознание большинства, и здравомыслящие люди, желавшие добиться мира, оказались повешенными у входа в каждый из двух городов с привязанной к шее табличкой «Изменник».
Для прекращения разрушительных войн потребовалось постороннее вмешательство, сопоставимое с ними по последствиям. Эпидемия гриппа, которую никто не смог сдержать, стоила стольких жизней, что оба города решили на время позабыть о вражде и объединиться ради борьбы с вирусом. После длительных бесплодных переговоров они выстроили большую больницу на нейтральной полосе и создали общую команду биологов, пытавшуюся найти лекарство от страшного бедствия. Умерших становилось все больше. К концу жизни третьего поколения один знахарь заново изобрел метод вакцинации, о существовании которого человечество забыло. В одной из книг, хранящихся в библиотеке, он обнаружил идею о прививке — введении в организм человека неактивного микроба. Однако жителей Цилиндра в свою очередь стал поражать еще один неведомый недуг, мрачно окрещенный космической болезнью. Знахарь объявил, что ее причины кроются в слишком большой скученности населения в пределах двух столиц. Это привело к стремительному размножению крыс, тараканов и мух. В самом деле, с момента первой в истории Цилиндра войны общий уровень гигиены в жизни людей здорово упал.
Два больших города — Парадиз и Преисподняя — распались на десяток маленьких поселков, связанных сетью дорог и тропинок для велосипедистов. Началось возрождение сельского хозяйства и ремесел. Некоторые поселки развивались успешнее своих соседей и, несмотря на запрет, установленный основателями проекта, вновь возникли деньги в форме металлических кружков со штампованным изображением. В то же время появились банды негодяев. Они грабили дома и, объединившись в большие шайки, даже совершали нападения на поселки. Вновь был изобретен способ боя с мечом и щитом.
Некоторые городки, защищаясь от атак со стороны банд на велосипедах, окружали свою территорию палисадом. Растительная жизнь внутри Цилиндра продолжала процветать, поэтому дикий лес предоставлял всякому достаточный запас древесины.
Не удовлетворяясь использованием меча и лука со стрелами и вопреки существующему запрету, бандиты, также покопавшись в библиотеке, обнаружили секрет производства катапульты. Злодеи стали создавать метательные машины, способные бросать ядра очень далеко и высоко. Один такой снаряд, выпущенный неумелой рукой, угодил в край искусственного солнца. К счастью, источник света состоял из ста двадцати неоновых ламп, установленных одна рядом с другой, иначе обитатели «Бабочки» были бы обречены на вечную ночь. Однако этого инцидента оказалось достаточно для категорического запрета на производство дальнобойного метательного оружия — по крайней мере, на тот срок, пока люди будут помнить о катастрофическом ущербе, который оно может принести… то есть до появления следующего поколения.
В 560 году новой эры главарь одной из шаек, Николя-52, первым додумался до идеи рыть под палисадами туннели и с их помощью грабить поселки. Его вооруженный отряд получил название кротов. Захватив врасплох пять поселений, Николя-52 решил созвать всех руководителей прочих деревень и банд на переговоры. Он предложил своим коллегам заключить всеобщее перемирие. Те на это не согласились, так как не желали отказываться ни от взаимных обид, ни от планов личной мести. Кроме того, они вообще не понимали, почему должны действовать по указке Николя-52. Последний сумел-таки добиться всеобщего согласия. Он устроил пир для участников встречи и отравил их. Умерли все до единого. В итоге больше не осталось ни главаря шайки, ни мэра деревни — никакой силы, способной помешать воцарению Николя-52.
В своей первой речи победитель говорил о козах и баранах. Он заметил, что лучший способ примирить враждующих друг с другом коз и баранов — это позвать волка. Сравнив себя с волком, лидер начал с того, что отказался от прежнего имени, взял другое — Эле-1, да еще и сам добавил к нему эпитет «Великий». Эле-1 Великий. Тем самым он претендовал на прямое родство с мифическими Основателями — Ивом-1 и Элизабет-1. Те, кто пытался перечить победителю или ставить под сомнение его происхождение, таинственным образом исчезали.
Эле-1 заставил Ассамблею мудрых избрать его единым королем. Отныне в Цилиндре, наконец-то воссоединенном благодаря страху перед новым государем, установилась стабильность тем более прочная потому, что монарх не терпел ни малейшего противоречия своей воле. Стена между двумя бывшими государствами была сломана, а город Парадиз объявлен единственной и настоящей столицей.
В своем правлении Эле-1 следовал принципу «Три шага вперед и один назад». Он понимал, что каждый новый этап развития неизбежно влечет за собой реакцию в виде определенной фазы регресса, но последнюю следовало ограничить. Один шаг назад, и вновь можно делать три шага вперед.
Эле-1 Великий умер от старости в возрасте 111 лет, и имя Эле стало синонимом словосочетания «король Цилиндра». Его сын, Эле-2, не обладал такими лидерскими качествами. Народ язвительно окрестил его менее Великим. Правда, у людей еще сохранялась память о страшном правлении его отца, поэтому новому королю удалось не допустить возникновения всеобщих войн. Таким образом, поколение, жившее между 600 и 650 годами, столкнулось лишь с небольшими конфликтами, носившими локальный характер.
В 730 году разразилась новая эпидемия гриппа. Сразу вслед за ней возникла новая религия — Учение Истины. У ее истоков находился человек, называвший себя пророком. Как будто из чувства противоречия, его собственный брат основал вторую религию — Истинную Веру.
В 750 году началась большая война между сторонниками двух братьев-пророков. Принцип «Три шага вперед и один назад» был заменен принципом «Три шага вперед и два назад».
В 780 году сформировалась третья группировка, представители которой объявили себя атеистами и противниками всякой религии. Конфликт, названный Войной трех вероисповеданий, длился девятнадцать лет и привел к полному сожжению самого большого леса из растущих в Цилиндре. Это событие нарушило экологическое равновесие и сделало воздух едва пригодным для дыхания. Воины сражались с открытыми ртами, с трудом улавливая кислород. Малейшее движение приводило к тому, что человек начинал обливаться потом.
В 799 году яростная кавалерийская атака, проведенная отрядом из более чем трех тысяч велосипедистов, принесла группировке противников религии полную победу. После этого лидер атеистов принял имя нового Эле — Эле-3. Эле-3 Безбожный. Он обнародовал официальный указ о запрещении всех религий.



И т.д. Можете почитать. В итоге до цели через - 1290 лет долетают всего 6 человек (в т.ч. одна девушка), а на планету высаживаются двое.

Как-то все это мрачно. Современная французская литература (и кинематография тоже) обладают удивительным качеством навевать космическую тоску, даже если все заканчивается "хорошо".

Я читал это год назад, и над Питером (как и вчера) висело "каменное" небо из свинцовых туч. Чтобы разбавить тоскливое впечатление, перечел хэмингуэевскую "Фиесту". Вот там все иначе. Там никто не нудит насчет "исправления человечества", никто не пытается "образумить". Все пьют до положения риз, изменяют друг другу, бьют морды, главный отрицательный персонаж - еврейчик, и все ему это в глаза говорят, и тем не менее, сколько жизни, живости, счастья в этой простой книжке почти "ни о чем"!

Вот фото 1926 года: Хэм с друзьями и прототипами героев романа -



Счастливые люди.

Получив этот заряд бодрости, я потом путешествовал по Белоруссии-Украине, как папаша Хэм по Франции-Испании.

Это не значит, что не стоит "улучшать человека". Но и трагедии большой в том нет, если он не улучшится. Человечество, вопреки нудизму, нет нудности моралистов однако ж существует. И вымирать, похоже. не собирается.

Костры инквизиции мало-помалу рассеивали тьму средневековья. Спасибо: 0 
Профиль
ВЛАДИМИР-III
постоянный участник




Пост N: 8936
Зарегистрирован: 30.01.07
Откуда: Россия, СПб
Рейтинг: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.06.16 16:49. Заголовок: Большой многосерийны..


Большой многосерийный фильм "Вечный Зов" - одна из лучших, даже может быть самая лучшая "сибириада" советской кинематографии - вышедший между 1973 и 1983 годами, имеет одну любопытную особенность. Сибирь в нем предстает перед зрителем краем вечного лета. Действительно, почти все события фильма (насчет романа, по которому снят фильм, не знаю - не читал) происходят летом. Лето жаркое, сибирское, а "зимних" сцен - раз, два и обчелся... сцена, где Кафтанов травит собаками своего незадачливого зятя, сцена, в которой Кирьян вернулся с войны без ног... У человека, никогда не бывшего в Сибири, может сложиться представление о ней, как о летнем регионе.

Костры инквизиции мало-помалу рассеивали тьму средневековья. Спасибо: 0 
Профиль
ВЛАДИМИР-III
постоянный участник




Пост N: 8944
Зарегистрирован: 30.01.07
Откуда: Россия, СПб
Рейтинг: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.06.16 20:53. Заголовок: «Сумерки» — фантасти..


«Сумерки» — фантастический фильм Пола Майерсберга, снятый в 1988 году. Является вольной экранизацией рассказа Айзека Азимова «Приход ночи».

Слишком уж вольной. Наверное, это одна из самых неудачных экранизаций научной фантастики в американском кинематографе (большинство американцев - критиков и публики, разделяют это мнение). Рассказ 1941 года, который впоследствии был переработан в роман, отличается всеми азимовскими достоинствами, вдобавок по-чеховски содержательный, лаконичный, выразительный и уж точно хорошо запоминается, врезается в память (еще один критерий качества литературного произведения).
Фильм же… Снимали как будто в Пакистане (на самом деле, в американской глуши, где какие-то эмигранты из Индии построили свой хиндутаун). Вся картина пропитана эдакой феминистической антиутопией, т.е. антиутопией с т.з. феминизма: мужчины – грубые животные, которые желают убивать под любым предлогом. Увы, фабула Азимова – всего лишь предлог…

Вывод: классику следует снимать ближе к тексту. Не я первый придумал.

Костры инквизиции мало-помалу рассеивали тьму средневековья. Спасибо: 0 
Профиль
ВЛАДИМИР-III
постоянный участник




Пост N: 8949
Зарегистрирован: 30.01.07
Откуда: Россия, СПб
Рейтинг: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.06.16 07:04. Заголовок: Теодор Адорно в свое..


Теодор Адорно в своей "Авторитарной личности" элементарно неубедителен. Это вовсе не значит, что убедительны его оппоненты, но и он тоже не страдает убедительностью. Слишком сложные правила и слишком примитивный результат предлагаемой "игры".

Костры инквизиции мало-помалу рассеивали тьму средневековья. Спасибо: 0 
Профиль
ВЛАДИМИР-III
постоянный участник




Пост N: 8950
Зарегистрирован: 30.01.07
Откуда: Россия, СПб
Рейтинг: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.06.16 18:14. Заголовок: Любопытная перекличк..


Любопытная перекличка фильмов: американского "Окно во двор" Хичкока (1954, по рассказу Корнелла Вулрича «Наверняка, это было убийство») и советской "Бриллиантовой руки" (1969). Концовка обоих фильмов поразительно совпадает: герой Хичкока вместо одной сломанной ноги получает в награду за раскрытие преступления обе сломанные ноги, а наш Семён Семёнович Горбунков ломает вместо поддельной руки настоящую ногу. Википедия считает, что это прямое заимствование, но может быть здесь просто закономерность развития сюжетов (хотя мне еще в детстве сама сцена с вываливающимся из открывшегося багажника над остроносыми деревьями Никулина казалась странной и совершенно ненужной).

Костры инквизиции мало-помалу рассеивали тьму средневековья. Спасибо: 0 
Профиль
ВЛАДИМИР-III
постоянный участник




Пост N: 8955
Зарегистрирован: 30.01.07
Откуда: Россия, СПб
Рейтинг: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.06.16 19:41. Заголовок: Роман Ирвинга Шоу &#..


Роман Ирвинга Шоу "Нищий, вор" - продолжение романа "Богач, бедняк".

Действие романа-продолжения начинается ровно с того момента, когда убивают Томаса Джордаха. Конечно, Ирвинг Шоу здесь неоригинален: со времен романов Фицджеральда и Хэмингуэя американцы в Европе привыкли пить, драться и выяснять отношения с местной полицией - собственно, весь роман-продолжение посвящен мести сына за отца, поэтому он "вторичен" в том смысле, что не имеет самостоятельного смысла без первого романа дилогии. Отчасти это стало причиной того, что в СССР в 1982 году его не экранизировали в довесок к 5-серийной очень неплохой экранизации "Богача, бедняка" силами Литовской киностудии. Все остальные темы намечены слабым пунктиром и почти не освежают сюжет. Но роман живой и читается легко.

Костры инквизиции мало-помалу рассеивали тьму средневековья. Спасибо: 0 
Профиль
ВЛАДИМИР-III
постоянный участник




Пост N: 8956
Зарегистрирован: 30.01.07
Откуда: Россия, СПб
Рейтинг: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.07.16 12:12. Заголовок: Вслед за "Пробле..


Вслед за "Проблемами идеализма" (1902 год) в 1909 году семь русских авторов-идеалистов (Гершензон, Бердяев, Булгаков, Изгоев, Кистяковский, Струве, Франк) выпустили сборник "Вехи" (в ответ на это появились позитивистские "Анти-Вехи": Петрункевич, Гредескул, Милюков, Туган-Барановский и др.; главным лейтмотивом "Анти-Вех" стала формула Шишко: "Он [Струве] говорит о том, что должно было бы быть, а не о том, что было в действительности"). Прошло еще 9 лет, и весной-летом 1918 года - уже совсем в другой общественно-политической ситуации - вышел сборник "Из глубины" (Аскольдов, Бердяев, Булгаков, Вяч.Иванов, Изгоев, Котляревский, Муравьев, Новгородцев, Покровский, Струве, Франк). "Анти-Глубины" на сей раз не появилось, зато расхождение с реальной действительностью у авторов оказалось еще более радикальным, чем у них же (частично) в "Вехах". Когда мы - советские и уже почти постсоветские - люди читали в 1990-1991 годах книги, изданные в последние годы Российской империи и написанные тогдашними идеалистами, это выпивалось залпом - как первач-самогон утерянного прошлого, во-первых, нам не с чем было сравнивать, кроме сгнившей советской идеологии, а во-вторых, даже не хотелось полемизировать с авторами, самоценными самим фактом своей инаковости, своего существования (надо было самим прожить поздний совок, когда "удивительное рядом, но оно запрещено", чтобы понять тягу постсоветского человека к предсоветской экзотике: наверное, это уже почти невозможно постичь тем, кто родился после 1980 года, также, как рожденным после 2000 непонятно, как люди обходились без мобильных телефонов). Но идеалистические сборники полезно перечитывать (подобно волшебным сказкам) в более "взрослом" возрасте (уже хотя бы потому, что взрослый человек замечает больше, чем ребенок, и может объяснить именно такой ход мысли автора).

Первое общее впечатление от сборника - его полная неадекватность. Если в советское время образ Ленина лепился из сентиментальной халвы "самого человечного человека", гуляющего с детьми и советующего Дзержинскому хоть немного отдохнуть, то реальный Ленин, действительно, выглядит матерым циником, которого предсказал Фихте со своей этикой тотальной правдивости. Однако, прежде чем ужасаться по поводу ленинского цинизма, весьма неожиданного для советского ребенка, взращенного на идеалистических сказках о "дедушке Ленине", который никогда не имел внуков, стоит задаться вопросом: а кому был адресован его цинизм? Идеалистам типа легальных марксистов (Бердяева, Булгакова, Струве), которые не выдержали "зияющих высот" материализма и вновь вернулись в уютную детскую своих снов и упований, что еще противопоставить?

Идеалист - это такой типаж коллекционера, который устроился в реальной жизни именно так, что может позволить себе роскошь не вступать в контакт с реальностью и, как следствие, не быть ею детерминированным. В первом приближении он смахивает на элоя из уэллсовской утопии, который радостно живет на земляничных полянах "духовных ценностей", а если вынужден платить за это неизбежную дань, то относится к ней, как литературные персонажи Леонида Андреева к смерти. Но рано или поздно реальность дает о себе знать: интересно, а что же произошло между 801702 годом и 30000000-м годом? куда исчезли морлоки и элои Уэллса? Реальность очень неуважительно относится к идее (не надо быть Платоном, чтобы это заметить, но подобно Платону, можно загородиться от нее (реальности) большой пребольшой обидой - а вдруг кто пожалеет и отменит реальность? вдруг возможно чудо?) Нет, железного правила, что везде и всегда побеждают циники, не существует, но эти идеалисты не могли не проиграть.

В защиту авторов "Из глубины" принято говорить, что они были добрыми и хорошими людьми (как будто, будь, например, Бердяев злым, его ошибка выглядела бы иначе), что они были травмированы революцией ("сеяли рожь, выросла лебеда" - как заметил солженицынский герой), что они "так видели солнце" (во всяком случае иначе, чем большевики). Поражение всегда нуждается в оправданиях, победа - гораздо реже. Любая революция происходит вовсе не потому, что "кто-то заплатил", или вообще случайно, а потому, что существуют к тому объективные предпосылки, если их нет, то революция, как правило, не происходит. Авторы сборника просто фантастически игнорируют эти объективные предпосылки. Не хочу видеть - и все! К тому же я обижен, пожалейте меня. Вся критика социальных эксцессов первых месяцев большевизма (и заодно и всего, что к этому привело) озвучена впустую, потому что ни один (ни один!) из авторов не удосужился задать, себе хотя бы, вопрос: "А почему?" и ответить на него. Зато все по старой веховской традиции водили хоровод вокруг двух навязчивых идей.

Идея первая: во всем виновата интеллигенция. "Интеллихент" в России - существо, достаточно безобидное, которому можно, при случае, и в морду дать, и которое, скорей всего, даже прощение по этому факту попросит - удивительно, что сами веховцы и глубинцы - до мозга костей интеллигенты, и вся эта возня у них между собой, не выходя за пределы социальной страты. Интеллигенция анархична и антинациональна, она не любит Россию и всего, что в ней (вот уже и меня переклинило - в тон статьям сборника - на библейскую риторику), она... К сожалению для авторов, которые создали устойчивый стереотип у доверчивых потомков, все эти аксиомы легко опровержимы. "Анархизм" Льва Толстого (и других) был нормальной, естественной реакцией на "держать и не пущать" - как основы политики российского самодержавия начиная с 1825 года (переломного, и хорошо, что хотя бы Новгородцев - самый адекватный из авторов сборника - это признает). Развитие России в 1825-1917 шло по возрастающей (увы, в 1917-2016 - в прямо противоположном направлении), а поэтому существовал серьезный потенциал исправления любой социально-политической катастрофы, он сохранялся, скорее всего, вплоть до 1930-х, когда система начала себя уничтожать (сталинистам это самоуничтожение представляется глубоко положительным явлением, но уже в 1950-х стало ясно, что надеяться можно только на пребывание в обездвиженном состоянии, в обеспечении "стабильности"). Старый антисоветский анекдот с жалобами на дореволюционную Россию, которая сделала слишком мало запасов для последующей, советской жизни, не лишен правдоподобия. Антинациональность интеллигенции также требует пояснений. Российская империя не могла быть и тем более стать русским национальным государством. Просто не могла и все. Русификаторские заскоки трех последних императоров привели, скорее, к противоположному эффекту, хотя процесс вызревания новых наций на просторах с быстрорастущим населением оказывается гораздо сложнее и требует учета множества факторов, в т.ч. естественного экономического развития, в результате чего, например, бессловесные ливонские крестьяне превращаются в политически активных горожан-латышей. Тот, кто это понял (большевики), выиграл гражданскую войну. Идея "единой-неделимой", которую провозглашали почти все белые генералы, стала надгробной песней белого движения: в лучшем случае, победив в войне, они получили бы по наследству всех врагов советской власти и большевиков в придачу; мало того, те национальные движения, которые большевики "приручили", окрасив в свой цвет, обращаются против них - в итоге пару десятилетий идет изнурительная борьба "неделимцев" и сепаратистов, и достаточно любого, сколько-нибудь сильного толчка извне, чтобы очередная империя развалилась. Надо также заметить, что деятели Конституционно-демократической партии (классическая либеральная интеллигенция) летом 1917 возражали даже против украинской автономии, хотя единственным разумным компромиссом могло быть только федерирование существующей к 1917 российской территории с полным отказом от Финляндии, Польши и Литвы. И вообще, чтобы не жаловаться на засилье инородцев, лучший способ - ограничить государственные границы своей национальной территорией.

Вторая навязчивая идея авторов сборника - религия в роли панацеи. Здесь уж вообще сказать нечего, все заранее детерминировано: если ты записался в верующие и постарался урезать свой уже достаточно развитый мозг до размера, вмещающегося в прокрустово ложе религиозного сознания (этот эффект мы наблюдаем ежечастно в современной России на путях "возрождения духовности"), жди закономерных последствий и не удивляйся, если врач в поликлинике посоветует тебе побольше поститься и молиться вместо лекарств. Эта карикатура (жирный поп бросается в отчаяньи к уверовавшему врачу) лучше всего описывает суммарум рекомендаций, положительную, с позволения сказать, программу авторов сборника. Что ж тут поделаешь... Записался в верующие - соответствуй. Может какой-нибудь безбожник действительно сделает "грязную работу" за идеалиста: прогонит большевиков или выпишет лекарства, но это не должно менять убеждения идеалиста, ведь материю он недолюбливает и не считает существенным фактором бытия.

Среди статей сборника особенно выделяется "На пиру богов" Булгакова (не путать с будущим романистом! хотя они жили в мае 1918 в одном и том же Городе). Невооруженным взглядом видна попытка подражать "Трем разговорам" Соловьева (1900), но, кажется, Соловьев честнее и не занимается настолько примитивными самоутешениями: диалоги заканчиваются тем, что один из дискуссантов - самый наивный - пересказывает свой сон, и все очень хотят ему верить. Все... русская политическая (!) философия перешла в разряд онейрокритики...

Костры инквизиции мало-помалу рассеивали тьму средневековья. Спасибо: 0 
Профиль
ВЛАДИМИР-III
постоянный участник




Пост N: 8957
Зарегистрирован: 30.01.07
Откуда: Россия, СПб
Рейтинг: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.07.16 14:56. Заголовок: Ле́нин. По́..


Ле́нин. По́езд — итальянский англоязычный (!) двухсерийный телевизионный художественный фильм, снятый режиссёром Дамиано Дамиани в 1988 году по книге Майкла Пирсона «Запломбированный вагон» 1975 года.

Фильм очень даже неплох, хотя повсеместно рассеяны мелкие неточности и ошибки (например, Инесса Арманд неоднократно встречалась с Лениным между апрелем 1917 и своей смертью в 1920, хотя режиссеру занадобился мелодраматический приемчик: они больше не виделись никогда...)

Костры инквизиции мало-помалу рассеивали тьму средневековья. Спасибо: 0 
Профиль
thrary



Пост N: 347
Зарегистрирован: 15.10.08
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.07.16 08:49. Заголовок: Дарел у Росії. Відч..


Дарел у Росії.

Відчувається, що книжку пише втомлена життям людина.

Фірмовий дареловський гумор майже не зустрічається.

Важко насправді мабуть перебувати у захваті від звичайних лелек, що мешкають у усіх европах у парках та лісах лише тому, що у СРСР існують програми з їх збереження та розведення, коли ти вже пенсійного віку.

Ще спостереження, Асканія у нього знаходиться на Україні, а біосферний заповідник Березіна у Росії (хоча це білорусь)...

Спасибо: 0 
Профиль
ВЛАДИМИР-III
постоянный участник




Пост N: 8958
Зарегистрирован: 30.01.07
Откуда: Россия, СПб
Рейтинг: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.07.16 21:29. Заголовок: А что там сейчас в А..


А что там сейчас в Аскании? Я еще в 2008 году слышал по украинским новостям, что хотят в Херсонской области создать "пустынный заповедник", но это ближе к устью Днепра.

Костры инквизиции мало-помалу рассеивали тьму средневековья. Спасибо: 0 
Профиль
thrary



Пост N: 348
Зарегистрирован: 15.10.08
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.07.16 08:07. Заголовок: Все так само як і бу..


Все так само як і було. Хіба здається років 5-7 тому зі скандалом міняли керівника.

Спасибо: 0 
Профиль
ВЛАДИМИР-III
постоянный участник




Пост N: 8962
Зарегистрирован: 30.01.07
Откуда: Россия, СПб
Рейтинг: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.07.16 21:30. Заголовок: Советский художестве..


Советский художественный фильм "Красные дипкурьеры" (1977).

Фильм, тяготеющий к позднесоветской лирической комедии на фоне истории, хорош тем, что в нем жизнь Советской России 1921 года показана без малейших прикрас (ни хуже, ни лучше реальности). Вот такие фильмы я бы рекомендовал смотреть хрононавтам (чтоб не делали слишком уж грубых ошибок в прошлом). Современные российские фильмы им противопоказаны.

Костры инквизиции мало-помалу рассеивали тьму средневековья. Спасибо: 0 
Профиль
thrary



Пост N: 352
Зарегистрирован: 15.10.08
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.07.16 11:54. Заголовок: Перечитував Могутню ..


Перечитував Могутню Ганзу.

Звернув увагу, як формувалися органи влади при давньому ладі:

нові члени у рат потрапляють кооптацією, рат обирає двох бурмистрів зі свого складу. жодного представництва у раті цехів(за нечисленними виключеннями переважно під час заколотів та повстань). Тобто всевладні цехи за марксистами насправді жодною влади не мали.

У Токвіля багато кажеться про олігархічні рати, та здається механізм їх формування не описаний.

Жиди знаходилися під заступництвом земельних князів, тому судили їх князівські фогги, а не місцеві судді. У імперський Любек їх взагалі не пускали, бо він не знаходився на землях князів, а підпорядковувався особисто імператору.

Як якесь місто викупало у князя право на заступництво над жидами воно їх виганяло з міста... Іноді потім кільком (у Росток наприклад шести) родинам дозволяли повернутися сплативши мито та сплачуючи щорічно високий податок.

Спасибо: 0 
Профиль
ВЛАДИМИР-III
постоянный участник




Пост N: 8975
Зарегистрирован: 30.01.07
Откуда: Россия, СПб
Рейтинг: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.07.16 17:37. Заголовок: thrary пишет: Тобто..


thrary пишет:

 цитата:
Тобто всевладні цехи за марксистами насправді жодною влади не мали.


Постольку поскольку... корпоративные организации. Скорее контролирующие, чем представительные.

Костры инквизиции мало-помалу рассеивали тьму средневековья. Спасибо: 0 
Профиль
thrary



Пост N: 353
Зарегистрирован: 15.10.08
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.07.16 09:40. Заголовок: ну так само кажуть, ..


ну так само кажуть, що
а) експортні галузі Ганзи не мали цехової організації
тобто цехи малися тільки у галузях для внутрішнього споживання,
а тим що приносило прибутки займалися патриції без божевільних цехових обмежень.
б) з якогось часу навіть майстрів цехи не мали призначати без згоди рату.

Спасибо: 0 
Профиль
ВЛАДИМИР-III
постоянный участник




Пост N: 8976
Зарегистрирован: 30.01.07
Откуда: Россия, СПб
Рейтинг: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.07.16 20:24. Заголовок: http://i9.pixs.ru/st..




Костры инквизиции мало-помалу рассеивали тьму средневековья. Спасибо: 0 
Профиль
ВЛАДИМИР-III
постоянный участник




Пост N: 8982
Зарегистрирован: 30.01.07
Откуда: Россия, СПб
Рейтинг: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.08.16 15:44. Заголовок: В постсоветскую эпох..


В постсоветскую эпоху литературоведение любило "реабилитировать" классических отрицательных героев.

А вот интересно "реабилитировать" Петра Гарина из "Гиперболоида..."

Костры инквизиции мало-помалу рассеивали тьму средневековья. Спасибо: 0 
Профиль
ВЛАДИМИР-III
постоянный участник




Пост N: 8983
Зарегистрирован: 30.01.07
Откуда: Россия, СПб
Рейтинг: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.08.16 15:45. Заголовок: Потерянный уикэнд - ..


Потерянный уикэнд - американский фильм 1945 года.

Почему-то характеризуется как:
"На суд кинозрителей представлен мрачный срез быта и нравов американского общества военного времени, в частности, трагедия опустившегося алкоголика".
Вот уж чего в фильме нет, так это военной темы. Вообще!
Неплохая музыкальная тема фильма затем почему-то перекочевала в советские фантастические фильмы (типа "Туманности Андромеды", хотя у Ефремова никакой белой горячки нет).

Костры инквизиции мало-помалу рассеивали тьму средневековья. Спасибо: 0 
Профиль
Чал Мышыкъ



Пост N: 159
Зарегистрирован: 05.07.15
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.08.16 20:15. Заголовок: как вариант


ВЛАДИМИР-III пишет:


 цитата:
"А вот интересно "реабилитировать" Петра Гарина из "Гиперболоида...""



Как вариант: самовыражение безусловно творческого и безусловно талантливого человека :) к тому же влюбленного:) которому существующая на его родине общественная модель для этого самовыражения не дает средств :)

Как нота бене: у меня всегда было при чтении романа было впечатление, что Гарин сперва думал о каких угодно рабочих проблемах, а обо всем остальном - включая Зосю! - потом...

Спасибо: 0 
Профиль
ВЛАДИМИР-III
постоянный участник




Пост N: 8985
Зарегистрирован: 30.01.07
Откуда: Россия, СПб
Рейтинг: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.09.16 19:09. Заголовок: Трудоголик.....


Трудоголик...

Костры инквизиции мало-помалу рассеивали тьму средневековья. Спасибо: 0 
Профиль
Ответов - 300 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 All [только новые]
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  2 час. Хитов сегодня: 24
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



Создай свой форум на сервисе Borda.ru
Текстовая версия