On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
Дружественные ресурсы:
Человек и социум http://mogetbyt.forum24.ru

АвторСообщение
постоянный участник




Пост N: 11147
Зарегистрирован: 30.01.07
Откуда: Россия, СПб
Рейтинг: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.03.19 07:04. Заголовок: Новости российского книжного рынка


Полгода, даже больше, назад я написал вот этот текст. Сравнивал 2008 с 2016 годом.

Что все же пишут современные писатели (на новоязе Оруэлла "писатель" означает карандаш)?

Вопрос не праздный, потому что добрая половина людей, читающих эти строки, вообще не в курсе. Итак, кто есть кто?

Два главных столпа современной российской литературы - Виктор Пелевин и Владимир Сорокин. Оба... как бы это сказать... вечные тинэйджеры (или вечные комсомольцы, как выражались в эпоху их детства). Один - турбореалист (турбореализм - это, когда сегодня вам плохо, но завтра будет еще хуже), другой - концептуалист (концептуализм - это то, что подоспевший А.А.Зиновьев еще в конце 1970-х назвал "грандиозно об убогом"). Тот, который турбореалист (Пелевин) еще имеет репутацию буддиста (но это совсем не то, что европейский необуддизм середины ХХ века, не ищите там ничего, напоминающего Германа Гессе). Тираж произведений - до 500000 экземпляров.

Вообще, с тиражами у современных русских писателей... 200000, 100000, Быков так вообще ни разу не преодолел отметки 50000. Не хочу хвастаться, но мои тексты на https://www.proza.ru прочло 7000 человек, на атеистическом форуме - еще 10000 человек, а также несколько тысяч на других форумах и скачало с разных зеркал литературных сайтов (начиная с 2004 года). Так что здесь мы с Быковым примерно пропорциональны (при том, что для меня сочинительство раз в пять менее важно, чем для Быкова).

Согласно - http://www.unkniga.ru/images/docs/2017/otr-dokld-kn-rynok-rossii-2016.compressed.pdf - с 2008 по 2016 годовой тираж книг и брошюр в России снизился с 760 млн. экз. до 446 млн. экз. (т.е. с 5,3 до 3,0 на д/н; для сравнения в СССР в 1988 - 8,0 экз. на д/н, а в РСФСР - еще больше). Художественной литературы в 2008 году выпущено 154,2 млн. экземпляров (средний тираж - 7600 экземпляров), в 2016 - 56,1 млн. экз. (абсолютное падение на 64%!) - средний тираж 3200 экземпляров. Из этих 56 млн. экз. худлита 75% приходится на иностранную литературу, еще 20% - на русскую классическую и советскую литературу, и только 2,8 млн. экз - это книги современных русских писателей. Первая десятка из них (Пелевин, Сорокин, Улицкая, Юзефович, Маканин, Кабаков, Лукьяненко, Акунин, Быков, Гришковец) вместе набрали 20 млн. экземпляров - т.е. до 40% всей вышедшей за последние 20 лет русской литературы. Из вышеперечисленных только Лукьяненко можно (условно) отнести к консервативно-патриотическому лагерю (патриоты Шаргунов и Прилепин не выходят за пределы 4000-5000 экземпляров).

Таким образом, главным признаком современной русской литературы является ее малотиражность, малочитаемость и малоизвестность. Принято винить эпоху. Дескать, "проклятая молодежь" не читает, сидит за компьютерными играми, а вот в наше время... Нет, не читают (не только молождежь), потому что читать нечего, а вовсе не потому нет интереса, что у печатного слова появилился конкурент. То же самое возражение относится и к знаменитому сопоставлению западных писателей - "поденщиков полиграфической промышленности" и русских "властителей дум". Хотя каждый из писателей имеет микроскопический кружок фанатов (из которых немало знают друг друга лично - по интернет-переписке с литфорумов), можно сказать, что влияние Сорокина на умы россиян 2000-х было на порядки меньше, чем влияние Л.Н.Толстого на российское общество 1900-х, и причина этого вовсе не в наступлении капитализма (Толстой также жил при капитализме).

Есть, правда, литературный ширпотреб: дамские романы, детективы, историческая беллетристика. Здесь свои лидеры. Я не стал бы так уж ругать бульварную литературу. Она необходима значительной (или даже большей) части читательской аудитории (ну, не всем нравится Кафка или Толстой - читать сложно, а это раздражает). Однако, называть это литературой можно очень условно. Вот данные по тиражам за 2008 и 2016 годы:


Источник - см. выше.

Донцова, Устинова, Маринина. Среди них и "мастеров западного детектива" (и здесь российским отечественным чертям не тягаться с Балдой) затерялись Акунин и Бушков, заменившие в нише историческогого чтива Пикуля и Дюма. Заметим, что общий спад 2008-2016 гг коснулся и этой части книжного рынка - особенно сдала Донцова, но все равно до них не дотянуть ни Пелевину-Быкову, ни Шаргунову-Прилепину.

Вернемся, однако, к общим характеристикам современной русской литературы. Она разбита (как уже отмечалось выше) на два непримиримых лагеря (организационно с 1990-1991 гг): т.н. либералов и патриотов (в либералах либерализма нет ничуть, а патриот легко опознаваем по еще большему градусу безнадежности в своей писанине, хотя общий пессимистический настрой характерен для всех современных литераторов, вне зависимости от их политических взглядов. Странным образом, те писатели, которые находятся в оппозиции к существующему режиму и должны, соответственно, пользоваться меньшей популярностью у 86% "патриотического большинства", читаемы на порядок больше, чем их патриотические визави... Например. Вы хоть раз в жизни слыхали о таких писателях:

Агафонов Николай Викторович
Замыслов Валений Николаевич
Ивлев Григорий Петрович
Козлов Сергей Сергеевич
Пересторонин Николай Васильевич

Это всё современные православно-патриотические русские писатели (правда, Ивлев не написал НИЧЕГО, но зато является членом патриотического Союза писателей России; да писатель - это член Союза писателей; Джон Мильтон в нем не состоял и членских взносов не платил).

Причина непопулярности патриотических писателей сравнительно с десяткой российских писателей-либералов проста: еще большая бездарность патриотов сравнительно с либералами. Художественная литература в настоящее время не привлекает способных людей - и это еще одна черта современной русской литературы. Гораздо больше свежих сил идет в научно-популярную, псевдопублицистическую, литературно-критическую - любую иную сферу, кроме худлита. Не правда ли, примечательно? Поэтому гораздо интереснее читать опусы Переслегина, исследования Сергея Солоуха, тот же Быков гораздо интереснее в качестве литературоведа, чем в качестве писателя. С т.з. общекультурной ценности дискуссия резунистов - антирезунистов дала несопоставимо больше, чем все литературные премии, которые... вы их тоже не помните? ни одной?

Четвертым свойством современной русской литературы является отсутствие каких-либо общих тем, значимых для всех или большинства авторов. Собственно, уже в годы перестройки все понятия потеряли свой смысл, и турбореализм как основной (даже у тех писателей, которые формально к нему не относятся) стиль современной русской литературы оказался не роскошью, а неизбежностью. Сейчас - 2010-е годы - на литературном поле видим несколько замкнутых групп, иногда даже писателей-одиночек, которые замкнулись в своем междусобойчике, окруженные свитой немногочисленных (но от этого не менее ценных) фанатов и просто интересующихся читателей (каждый читатель в современной России ценен для писателя). Эти читательские группы почти совершенно не пересекаются между собой, и можно всю жизнь читать одни романы Пелевина или одни книжки серии МЕТРО 2033, ничуть не будучи знакомым с другими артефактами русской литературы (и кстати, ничего не потеряв от такого незнания). Отсюда делаем главный вывод - почему русская литература находится в полном и, по всей видимости, окончательном* упадке? Потому что, если ее не читать, и вообще не знать, кто такой Пелевин, Шаргунов или Быков - ничего в жизни не потеряешь.


________________________________________
* В 1993 году моя вузовская преподша русской литературы уверенно предсказывала возрождение малых форм прозы в середине 1990-х. а около 2000 года - новый русский роман. Да, предсказания яснее всего выглядят постфактум.

P.S. И наконец, а как же русская литература выглядит в зарубежных переводах? Хм... Полина Дашкова (детективы), Дмитрий Глуховский (сказочная фантастика), Гарри Штейнгарт (а вы его знаете?), Николай Лилин ("клюква"), Улицкая замыкает список по размерам переводимости. И тоже - от их отсутствия ничего не изменится в мировой литературе.


Костры инквизиции мало-помалу рассеивали тьму средневековья. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 13 [только новые]


постоянный участник




Пост N: 11148
Зарегистрирован: 30.01.07
Откуда: Россия, СПб
Рейтинг: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.03.19 07:35. Заголовок: В начале 2019 года Р..


В начале 2019 года Российская Книжная Палата подвела неутешительный итог за 2018 - http://www.bookchamber.ru/download/stat/stat_2018.pdf

К лучшему ничего не изменилось, наоборот: "вновь провал, который грянул как гром среди ясного неба: видимых предпосылок для него не было" http://www.unkniga.ru/bookrinok/knigniy-rinok/8677-ros-knigoizdanie-v-pervom-polugodii-2018-prervanniy-rost.html Надо же - видимых предпосылок нет, а оно проваливается...

В статистике отдельных книжных жанров тоже никаких улучшений. В 2018 году выпущено 432 млн. единиц печатной продукции - на 3,1% меньше, чем в 2016, художественной литературы - 55,3 млн. экземпляров - на 1,5% меньше 2016. По прежнему тираж изданий на тему мистики и оккультизма (1385 тысяч) в 41 раз превышает тираж книг по логике (судьба России, таким образом, более чем понятна).

Но вот двадцатка самых читаемых худлитовцев за 2018 год.


источник см. выше.

Костры инквизиции мало-помалу рассеивали тьму средневековья. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 11149
Зарегистрирован: 30.01.07
Откуда: Россия, СПб
Рейтинг: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.03.19 07:42. Заголовок: Из общего тиража эти..


Из общего тиража этих двадцатников - 8523 тысячи (15% всей художественной литературы):
3895 тысячи экз. - импорт без всякой возможности импортзамещения;
3633 тысячи экз. - дамские романы и детективы отечественного производства;
наконец, 995 тысяч. экз. - то, что принято называть русской литературой, в числе авторов жив на текущий момент только Акунин, да и тому уже 62 года... дело не в возрасте, а в том, что после него другого Акунина уже не будет.

Бушков исчез из лидеров. Пелевина, Сорокина, Быкова (не смотря на его обиду) тоже читают мало, если читают вообще. У Быкова самый большой тираж одной книги - 15000 экземпляров, а многие книги по 3000. Писателей-патриотов не видно вообще.

Костры инквизиции мало-помалу рассеивали тьму средневековья. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 11150
Зарегистрирован: 30.01.07
Откуда: Россия, СПб
Рейтинг: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.03.19 07:53. Заголовок: А уж Стивен Кинг в к..


А уж Стивен Кинг в качестве самого читаемого автора в России (Донцова - не в счет) это сильно

Костры инквизиции мало-помалу рассеивали тьму средневековья. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 11151
Зарегистрирован: 30.01.07
Откуда: Россия, СПб
Рейтинг: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.03.19 16:08. Заголовок: Если сравнивать с да..


Если сравнивать с данными за 2008 и особенно 2016 годы,



Костры инквизиции мало-помалу рассеивали тьму средневековья. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 11152
Зарегистрирован: 30.01.07
Откуда: Россия, СПб
Рейтинг: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.03.19 16:28. Заголовок: то серьезно сдали вс..


то серьезно сдали все дамы-романистки: Донцова, Устинова, Полякова, Вильмонт, даже зарубежная Мойес (хотя последняя все-же выигрывает у них всех вместе взятых). Лишь Маринина в 2018 вернулась в десятку лидеров, покинув ее в 2016.

Выросли тиражи у Кинга и Ремарка, меньше стали читать Брэдбери. Акунин также вернулся в лидеры.

Но в целом книжный рынок России сокращается. Мне могут возразить, что сейчас "новое поколение" читает в Сети. Нет. В сети, за редкими исключениями, книги просматривают, а не читают. И в целом трехкратное сокращение книжного рынка за последние 10 лет компенсировалось количеством "скачек" отнюдь не в три раза, а едва ли вполовину. Например, на рустрекере Достоевский (в разных изданиях) скачан:

Собрание сочинений в пятнадцати томах 1988-1996 (за 20 месяцев) - 2890 раз.
Собрание сочинений в 12-ти томах 2007-2009 (за 23 месяца) - 2894 раза.
Дневник писателя (2 тома) 2011 (за 63 месяца) - 2607 раз.

Как-то не так уж и много.

А вот Собрание сочинений в семи томах Бальмонта 2010 года скачано (за 61 месяц) - 132 раза, т.е. не более 26 раз в год.

Конечно, Рустрекер - не единственный источник, но все равно, включая все "скачки", миллионного тиража за 2018 у Достоевского не будет. Может 400-450 тысяч.

Костры инквизиции мало-помалу рассеивали тьму средневековья. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 694
Зарегистрирован: 15.10.08
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.04.19 12:14. Заголовок: пишуть що у рублях о..


пишуть що у рублях очікують невеликого зростання

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 11196
Зарегистрирован: 30.01.07
Откуда: Россия, СПб
Рейтинг: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.04.19 18:24. Заголовок: В России сейчас вооб..


В России сейчас вообще очень любят экспериментировать со стастистикой. Но цены на книги действительно растут, и моя библиотека (как и обещал, она приближается к 5000 томов) уже стоит очень прилично.

Костры инквизиции мало-помалу рассеивали тьму средневековья. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 11851
Зарегистрирован: 30.01.07
Откуда: Россия, СПб
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.05.20 07:12. Заголовок: А что в 2019 году на..


А что в 2019 году на российском книжном рынке?

http://www.fapmc.ru/mobile/activities/reports/2020/pechat1.html

Тираж художественной литературы продолжал уверенно снижаться (2018 - 55,3 млн. экз, 2019 - 54,0 млн. экз. - получилось по 0,37 книги на одного человека в России). Тираж научной литературы также снижался (8,4 млн. экз. в 2018, 7,6 млн. экз. - в 2019; падение на 9,5% - действительно, зачем верующим наука? - никогда не понимал).



Ср. с данными за 2018 год (см. выше)

По отдельным авторам худлита картина интересным образом стала меняться (конечно, сравнение двух граничащих лет - не показательно, но все-же тенденция есть). По сравнению с 2018 годом в 2019 выросли тиражи у иностранных авторов (С.Кинг - соответственно 887 и 1103 тысяч экз., Брэдбери - 451 и 493 тысяч экз, А.Кристи - 382 и 420 тысяч экз) и наоборот, резко упали тиражи у дамских авторов предыдущего десятилетия (Донцова - 1053 и 776 тысяч экз., Маринина - 750 и 500 тысяч экз., Полякова - 534 и 476 тысяч экз., Устинова - 603 и 418 тысяч экз.). Акунин вообще выбыл из первой десятки, его сменил скандинавский автор детективов Нёсбе.

Пристрастия книжного рынка стали более космополитическими, а все эти авторши иронических детективов то ли надоели, то ли исписались.

Костры инквизиции мало-помалу рассеивали тьму средневековья. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 11852
Зарегистрирован: 30.01.07
Откуда: Россия, СПб
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.05.20 07:30. Заголовок: Впрочем, вот 20-ка п..


Впрочем, вот 20-ка писателей за 2018 и 2019 для сравнения:



Костры инквизиции мало-помалу рассеивали тьму средневековья. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 11853
Зарегистрирован: 30.01.07
Откуда: Россия, СПб
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.05.20 07:32. Заголовок: И опять ни Быкова, н..


И опять ни Быкова, ни этого... лысого писателя... (как его? дьявола? Каутского?... Нет! Прилепина), ни либералов, ни патриотов. Один российский ширпотреб и очень неплохой иностранный худлит.

Костры инквизиции мало-помалу рассеивали тьму средневековья. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 11855
Зарегистрирован: 30.01.07
Откуда: Россия, СПб
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.05.20 09:06. Заголовок: ­ВЛАДИМИР-III пишет: ..


*PRIVAT*

Костры инквизиции мало-помалу рассеивали тьму средневековья. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 12829
Зарегистрирован: 30.01.07
Откуда: Россия, СПб
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.05.21 17:13. Заголовок: А вот статистика за ..


А вот статистика за 2020 год:


 цитата:
Российская книжная палата подвела итоги 2020 года.

Галина Перова и Константин Сухоруков анализируют основные статистические показатели отечественного книгоиздания за прошедший год, тенденции книжного выпуска и развития издательского дела в России.

Многие уже говорили и писали о пагубном воздействии пандемии коронавируса на отечественное книжное дело в минувшем году. Однако статистическая служба Российской книжной палаты (как, впрочем, и все другие ее подразделения) даже в форс-мажорных условиях полностью и в срок выполнила все свои традиционные функции. Как всегда, статистический и библиографический учет велся в Палате на базе поступающих обязательных экземпляров изданий по принципу de visu, т. е. "живьем", когда каждая книга, брошюра, журнал, газета лежат на столе у ведущего этот учет. Такой принцип гарантирует надежность и точность получаемых сведений. РКП снова (и в который уже раз) подтвердила свою уникальность, профессионализм и, не побоимся этого слова, трудовой героизм ее специалистов, не привыкших отступать перед трудностями.

Помня о философском правиле «все познается в сравнении», перейдем к диаграммам и таблицам, а также к анализу конкретных цифр, напомнив на всякий случай, что они относятся лишь к книгам, брошюрам и альбомам. Остальные виды непериодических изданий (нотные, картографические, изоиздания, авторефераты) подсчитываются отдельно и в рассматриваемую статистику не включены.

По итогам 2020 года падение по количеству названий составило 13,3 %, а по тиражам – 19,2 % к 2019 году. При этом показатели минувшего года оказались не столь уж провальными, если сравнивать их не с цифрами за последние годы, а со среднестатистическими по России (или РСФСР), скажем, за последние 40 лет. По количеству названий эти показатели были превзойдены лишь с 2006 года, а тиражи снижаются практически ежегодно и иногда почти столь же радикально, как ныне.

По итогам 2020 года падение по количеству названий составило 13,3 %, а по тиражам – 19,2 % к 2019 году.

Весьма различны показатели снижения количества названий и тиража книг в 2020 году по сравнению с предыдущим и по отдельным категориям изданий. В наименьшей степени спад коснулся переизданий по обеим вышеназванным характеристикам, что вполне объяснимо с учетом повышенной надежности успеха именно для данного раздела издательского репертуара. А для новых изданий общий тираж снизился в наибольшей степени – почти на четверть, что также объяснимо из-за повышенного риска именно для подобного рода книг. Среднестатистический тираж печатной книги составил 3520 экз. (3778 экз. в 2019 году, 3698 экз. в 2018-м, 4017 экз. в 2017-м, 3812 экз. в 2016-м).

Для новых изданий общий тираж снизился почти на четверть. Среднестатистический тираж печатной книги составил 3520 экз.

Среди тиражных групп, как обычно, по количеству названий лидируют две категории изданий – малотиражные (до 500 экз.) составляют 47,55 %, а среднетиражные (от 1 тыс. до 5 тыс. экз.) – 28,24 %.

К первой из названных групп относится основная масса научных, а также нормативных, производственных и краеведческих изданий, издания прозы и поэзии подавляющего большинства современных действующих авторов (за исключением популярных, раскрученных или «заслуженных», у которых тиражи выше), внутривузовские пособия и другие издания для ограниченного круга заинтересованных лиц.

Ко второй следует отнести еще кое-где сохранившуюся научно-популярную книгу, учебники, выпущенные центральными издательствами, словари и справочники, произведения русской и зарубежной классики либо тексты современных авторов из числа лауреатов конкурсов и премий.

Если же говорить об «удельном весе» тиражей, то здесь неожиданно лидируют издания, выпущенные тиражом от 1 тыс. до 5 тыс. экз. На долю этой тиражной группы приходится 24,53 % всего суммарного тиража. Для наиболее внимательных и придирчивых читателей заметим, что показатели процентов в этой и других таблицах в сумме иногда превышают 100 %. Так всегда бывает в тех случаях, когда показатель округляется до целых или десятых, поскольку округление делается в сторону увеличения.

Еще одна особенность статистики 2020 года – резкое снижение (по количеству названий и суммарному тиражу) группы изданий тиражом свыше 100 тыс. Обращает на себя внимание группа изданий «Без указания тиража», которая снова увеличилась в 2020 году до 4543 названий (4045 в 2019 году), что отражается на общих статистических показателях. На них крайне негативно влияет соблюдаемая некоторыми издателями «тайна тиражей». Понятно, что издатели on demand действительно не могут заранее указать на своих единичных печатных произведениях их точный тираж; при этом, однако, никто не мешает присылать в Палату итоговый тиражный показатель за год, заполнив специально для этого существующую статистическую форму 1-И.

Переводные издания

Вернемся к годовым показателям. Представляют интерес показатели по выпуску книг на разных языках и по переводам на русский (но не только) язык с языков народов мира. Конечно, на русском языке в 2020 году выпущено больше всего книг – 96 664 названия тиражом 347,35 млн экз. Второе место занимает английский язык (1271 название тиражом 1,3 млн экз.), а третье – татарский (216 названий тиражом 0,32 млн экз.). Эти же языки чаще всего встречаются в книгах и брошюрах, где представлены два и более языков текста.

В 2020 году переводных книг по названиям насчитывается 16 061 (годом ранее – 18 048), их общий тираж составил 65,67 млн экз. (годом ранее 79,2 млн экз.). Вне конкуренции традиционно английский язык – с него переведено 9917 названий книг и брошюр, общий тираж которых составляет 47,77 млн экз. А на втором месте по количеству названий снова, как и в 2017, 2018 и 2019 годах, оказался русский язык. С него делаются переводы как для внутреннего пользования (т. е. на языки народов России), так и для внешнего рынка (на языки стран ближнего и дальнего зарубежья). С русского языка в 2020 году сделаны переводы для 1764 книг и брошюр; общий тираж их, однако, всего 1,62 млн экз. Третье место по количеству названий (1027) у французского языка, а по тиражам (3,81 млн экз.) эта группа превосходит отмеченную выше «русскую».

Тенденции в тематических группах

Относительно научной и учебной литературы – главных индикаторов качества нашего издательского ассортимента – можно сообщить, что по разделу научной книги выпущено 18 231 название (против 21 648 в 2019 году, 22 971 в 2018-м, 23 393 в 2017-м, 25 308 в 2016-м, 26 447 в 2015-м и 25 411 в 2014-м); по учебной – 35 018 в 2020 году (против 40 187, 38 350, 39 039, 40 428, 37 037 и 36 860 в 2019-м., 2018-м, 2017-м, 2016-м, 2015-м и 2014 годах). Если говорить о художественной литературе, то количество названий за год уменьшилось по сравнению с предшествующим годом: 17 076 названий (против 19 432 в 2019-м, 20 380 в 2018-м, 19 169 в 2017-м, 17 540 в 2016-м, 16 303 в 2015-м и 14 874 в 2014-м). Показатели для детской литературы тоже сократились: 11 985 названий в отчетном году (против 13 664 в 2019-м, 14 556 в 2018-м, 13 531 в 2017-м, 11 159 в 2016-м, 10 825 в 2015-м и 10 599 в 2014-м). Тиражи взрослой и детской беллетристики в 2020 году также резко сократились – 42,4 млн экз. для взрослых и 78,2 млн экз. для детей (в 2019 году было 54,0 млн экз. и 95,6 млн экз. соответственно для взрослых и детей).

Региональные показатели

Интересны сводные показатели издательской деятельности в федеральных округах России. Как обычно, доминирует Центральный федеральный округ, где львиная доля книжной продукции приходится на Москву, дающую более 3/5 всех российских названий книг и брошюр и 4/5 тиражей. На втором месте, столь же традиционно и с заметным отставанием, – Западный федеральный округ со своей «книжной столицей» – Санкт-Петербургом. Безусловными аутсайдерами по выпуску книг являются Дальневосточный и Северокавказский округа. С учетом тамошней экономической ситуации и численности населения не следует выносить однозначных суждений и оценок. Однако разрывы в показателях ряда субъектов в РФ весьма велики. Среди традиционных аутсайдеров Еврейская автономная область, Республика Алтай, Республика Ингушетия и Республика Калмыкия.

Если же говорить о регионах-лидерах, то нужно отметить, что спад коснулся практически всех «пятисотников» – краев и областей, в которых общегодовой книжный выпуск составляет более 500 названий. Сегодня почти половина из этих лидеров не дотягивает до такой символической планки. Тем не менее мы перечислим по алфавиту все заслуживающие внимания и уважения своей традиционно высокой издательской активностью регионы России. Это Республика Башкортостан, Белгородская, Волгоградская, Воронежская, Иркутская области, Республика Карелия, Краснодарский край, Республика Крым, Московская, Нижегородская, Новосибирская, Омская, Пензенская области, Ростовская, Самарская, Саратовская, Свердловская области, Республика Татарстан, Тюменская область, Хабаровский край, Челябинская область, Чувашская республика, Ярославская область.

Самые издаваемые авторы

Что касается традиционных списков 20 самых издаваемых авторов произведений художественной и художественно-познавательной литературы (для взрослых и детей), то здесь опять почти ничего нового. Первое место как по количеству названий, так и тиражам снова занимает Стивен Кинг. На втором месте по тиражам Дарья Донцова, а по количеству названий – Ф. М. Достоевский, который занимает и третье место по общему тиражу. Что касается третьего места по количеству названий, то Агате Кристи удалось потеснить здесь Дарью Донцову. Среди прочих изменений нужно отметить отсутствие в этой двадцатке лауреатов 2019 года Дэниела Киза, Джорджа Оруэлла и скандально известного Александра Полярного, а также Гузели Яхиной. Вместо них в списке появились Борис Акунин и Виктор Пелевин, Луиза Олкотт и Джейн Остен, а также загадочная Елена Счастливая. Обращает на себя внимание и четвертое место по тиражам польского автора фэнтези Анджея Сапковского. Особо отметим, что Ф. М. Достоевский удерживается в двадцатке шестой год подряд!

Среди детских писателей уже который год вне конкуренции Корней Чуковский (снова, как и в 2019 году, 131 название, но тиражом значительно меньше – 1,1 млн экз. против 1,4 млн экз. в 2019-м). Второе место по тиражам у Елены Ульевой, а по количеству названий – у Холли Вебб. Третье место по тиражам у той же Холли Вебб, а по количеству названий – у Елены Ульевой. В целом же в детском тиражном рейтинге, как обычно, доминируют русские, советские и зарубежные классики. Как изменение (по сравнению с 2019 годом), отметим исчезновение из двадцатки таких авторов, как Владимир Степанов, Олег Рой, Клавдия Милова и Редьярд Киплинг, места которых заняли Алексей Толстой, Елена Ананьева, Елена Велена и Льюис Кэрролл.

Возвращаясь к пандемии, можно утверждать, что она убедительно доказала важность и необходимость постоянного и активного участия нашего государства и общества в выработке и проведении в жизнь долгосрочной книжной политики, опирающейся на эффективные рычаги законодательного и нормативного управления российским книжным делом и книжной культурой.

Галина Викторовна Перова,

руководитель отдела Российской книжной палаты (филиал ИТАР-ТАСС),

Константин Михайлович Сухоруков,

заместитель директора Российской книжной палаты (филиал ИТАР-ТАСС), кандидат исторических наук.


http://pro-books.ru/news/3/22130

Костры инквизиции мало-помалу рассеивали тьму средневековья. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 12830
Зарегистрирован: 30.01.07
Откуда: Россия, СПб
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.05.21 17:28. Заголовок: Все-же 2020 год нети..


Все-же 2020 год нетипичный. Но, что характерно, набор писателей остался тот же.

Костры инквизиции мало-помалу рассеивали тьму средневековья. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  2 час. Хитов сегодня: 9
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



Создай свой форум на сервисе Borda.ru
Текстовая версия